Чёртова печать

Летом в интервью режиссёр спектакля Михаил Визгов рассказал нам, что человека подстерегают обманы на каждом шагу. Это не диво! Но обманщикам нужны не только наши деньги, им нужны наши энергия, ум, силы, время, кровь, пот. Сколько раз вам заказывали работу и не платили за неё? Или платили гроши?

Летом в интервью режиссёр спектакля Михаил Визгов рассказал нам, что человека подстерегают обманы на каждом шагу. Это не диво! Но обманщикам нужны не только наши деньги, им нужны наши энергия, ум, силы, время, кровь, пот. Сколько раз вам заказывали работу и не платили за неё? Или платили гроши?

 

Об этих чертях — спектакль, поставленный по пьесе М. Супонина, основой для которой стал целый «куст» народных сказок, собранных подвижником и провидцем Михаилом Афанасьевым.

Как же нам с вами отбиваться от этих паразитов? Сами действующие лица описанием подсказывают тактику.

Спаситель (Иван Денисов, Кирилл Ланцев) — солдат бывалый. Воевал, может быть, под Очаковом, под Измаилом, под Бородином, на всех больших войнах за Отечество побывал.  Купец (Анатолий Сотсков) — толстобрюхий мужик с бабьим голосом, гордится капиталом, будто это его дети,  не способен ни на что, кроме обмана. Но и он — дитя перед отцами лжи: нечистью в лице Маленького рыжего (Андрей Елизаров, Алексей Алешко), Большого сивого (Станислав Горталов, Андрей Мохов).

Завязка истории у опытного покупателя вызывает хохот: один чёрт другому показывает обманную печать, которая делает из рухляди новёхонький товар. Так и бесхвостые умельцы сводят растворителем дату с ведёрка майонеза — маркетинговый ход!

«Дрань, рвань — новая стань!» — этот заговор заворожил купца. Подобрал он наследие нечисти — печать — и развернул бизнес в своём «бутике»: «Набрал задарма хламу всякого, шлёпнул печать, да и набивай мошну деньжатами».

Когда мужику продают гнилые сапоги из прессованного картона — обидно, но не смертельно. А если поддельное лекарство, нужное по жизненным показаниям? Теперь, уважаемые многоопытные читатели, вы понимаете степень актуальности спектакля? Купец провожает обманутого мужика: «Другой раз заходи. Опять обую». Хохот в зале гомерический от взрослых, сопровождающих детей на просмотр.

Но нечисть не дремлет — ей самой печать нужна, и бросается она на поиски. Корыстного купчину находят по обронённой им со страху шапке и требуют вернуть адово имущество. Хитрый купчина обвиняет солдата в пропаже своей шапки да обязует его за отработку нечисть отвадить.

Солдат благодаря добытому на поле брани мужеству нечисть заманил в табакерку да отдал в уплату за съеденный бублик купцу. И нечисть уволокла обманщика туда, откуда никто не возвращается. По-маниловски прекрасный конец истории! И перед провалом бездны купец вопит: «Люди добрые! Всё возверну! Открою благотворительность! Не дайте пропасть!» Слова знакомые, мысли известные. Знаем, читали и у Достоевского, и у Островского, и у Чехова, на какой крови и поте возведены храмы «за грехи» жертвователей. А может, если торговать честно да наемным работникам честно платить, и благотворительность не нужна, и если не грабить трудящихся — не будет нищих и бездомных?

Ведь мы уже видели, что такое бывает. Дети громко сочувствуют обманутым покупателям и солдату и от души радуются, когда купец отправляется в ад. Сохранили бы они врождённое чувство правды и справедливости, когда вырастут и станут выбирать работу!