Бисер Иосифа Павлишака

Калуга пышно отмечает юбилей художника и воина. Уже открылись две выставки, посвященные 90-летию со дня рождения Иосифа Андреевича Павлишака, впереди еще две. Калуга пышно отмечает юбилей художника и воина. Уже открылись две выставки, посвященные 90-летию со дня рождения Иосифа Андреевича Павлишака, впереди еще две.

Почему столько внимания, ведь в городе есть и было очень много художников? В дневниках автора читаем ответ: «Писать нужно не торопясь, пристально и внимательно всматриваясь в натуру. Нужно… набирать гамму, как бисер для дорогого украшения. Писать нужно умно. Цвет и форма мазка неповторимы: тогда это будет самоцвет, а не картина. То есть работы художника — не «песня — что вижу, то пою». Реальность четко структурирована обученным мозгом. Каков путь к такому умению?

Родился Иосиф в Калуге, с детства занимался в изокружке Дворца пионеров. В мае 1942 года восемнадцатилетним ушел добровольцем на фронт. Юный солдат увидел ад на земле, участвуя в Сталинградской битве. В 1944 году он стал одним из немногих уцелевших — поле ранения вернулся в Калугу с орденом Отечественной войны I степени и медалью «За оборону Москвы».

 В 1945 — 1951 годах учился в Государственном художественном институте Эстонской ССР в Тарту. Бывший Юрьев — цитадель просвещенности Руси, там еще Ярослав Мудрый основал университет, который на полвека старше Болонского! Диплом Иосиф готовил в Пушкиногорье — масштабную живописную работу «Пушкин в Михайловском». Несколько дней юноша бродил по вотчине гения и даже получил от легендарного директора Семена Гейченко позволение ночевать в «Домике няни». У холодной печки с буханкой хлеба, на узких тропках, под воспетыми соснами были выполнены десятки этюдов. В результате диплом получился так хорош, что Иосиф получил приглашение в аспирантуру, но решил вернуться на родину.

Здесь реальность встретила не розами: педагогическая деятельность оказалась наполненной рутинными делами. Молодой художник перешел работать в Худфонд, но там были свои «прелести» — необходимость делать по фотошаблону портреты вождей. Они должны были получиться одинаковыми, и работу принимала партийная цензура! Благо сейчас эту работу делает цветной принтер…

Все свободное от «обязаловки» время художник работал, принял участие в нескольких выставках, вошел в Союз художников. В те годы это давало материальную возможность для творческой деятельности. Став председателем правления Калужской организации Союза художников РСФСР, еще больше уплотнил свой график работы. Иосиф Павлишак работал на творческих дачах в Крыму (Гурзуфе), Переславле-Залесском.

На экспозиции в галерее «Образ» сияет, словно дребезжащими на солнце мазками, панорама Гурзуфа 60-х годов ХХ века. Обеденное время, по плавящемуся асфальту автобус с круглой крышей ползет в горку. Женщина ведет за ручку крошку со светлыми волосами. Конечно, это дочь художника Анечка, ныне искусствовед, директор галереи Дома музыки Анна Сенатова. Экспозиция музыкального дома вся составлена из коллекции семьи художника.

Анна Иосифовна, открывая выставку, рассказала, что она построена в хронологическом порядке, обратила внимание многочисленных гостей на документы, фотографии, ранние этюды. Исчерпывающая экспозиция в маленьком зале показала все этапы жизни и деятельности художника, смену его стилевых предпочтений. Грабарь, Ренуар, Лентулов, и Кончаловский и другие боги живописи смотрят на нее с полотен нашего современника. Они в такой же мере его модели, как и пейзаж, и прекрасная женщина. Они научили художника видеть.

В своих дневниках Иосиф Андреевич признается в любви Коровину, Жуковскому, Туржанскому…

Много теплых и тонких слов было сказано на открытиях выставок в «Образе» и галерее Дома музыки. Но полнее всего работы ушедшего мастера описали романсы «То было раннею весной», «Средь шумного бала», музыка П. Чайковского и С. Рахманинова. Белый рояль под руками Виктории Тантлевской стелил холст для искрящейся вышивки голосов Елены Шумаевой и Михаила Журкова. Наш гость — солист Саратовского театра оперы и балета, лауреат международных конкурсов. Он с успехом гастролирует в Испании, Швейцарии, Португалии, Германии, Австрии.

Огромная роскошь — видеть живопись и слышать образцовое исполнение шедевров русского романса — синергетика образов дает иное качество восприятия.

Особая тема для Иосифа Павлишака — «цвет небесный, синий цвет». Волшебный кобальтовый оттенок, пришедший в Европу из Китая и утвердившийся в уникальных калужских изразцах, сияет и в пейзажах, и на натюрмортах художника. Богатая коллекция этих изделий давала мастеру яркое вдохновение, и громадные натюрморты с изразцами — венец обеих калужских выставок.

Окунитесь в «синеву иных начал» и ждите следующих явлений мастера — в Калужском художественном музее и галерее Союза художников.