Молодое вино старых традиций

Пышный праздник V Всероссийского фестиваля старейших театров России начался с обстоятельной пресс-конференции, на которой его жюри и авторы раскрыли свое кредо. Пышный праздник V Всероссийского фестиваля старейших театров России начался с обстоятельной пресс-конференции, на которой его жюри и авторы раскрыли свое кредо.

Несмотря на разницу в опыте и возрасте, все собравшиеся могли подписаться под приветствием фестивалю министра культуры Владимира Мединского: «Провозглашение доброты и порядочности высшими ценностями жизни — вот в чем заключаются секрет популярности и уникальность российской театральной школы».

Директор Калужского театра и фестиваля Александр Кривовичев рассказал, что в этот раз символом форума и подарком участникам стала крылатая богиня победы с венком в руке — творение московского скульптора Виктора Бычкова.

Арт-директор фестиваля Григорий Заславский отметил, что «идеи новой драмы не противоречат идее традиционного театра». На наш вопрос, создан ли фестиваль в поддержку репертуарного театра, в пику идее сэкономить на культуре, расформировать областные театры и отправить всех зарабатывать деньги в антрепризу, театральный критик дал развернутый ответ. «Мы не можем поддерживать старейшие театры, это они поддерживают нас. Концепция развития театрального дела, которая была принята в прошлом году, поддерживает идею репертуарного театра. Это — основная форма существования театрального искусства. Помню, на меня большое впечатление произвело интервью с Эрландом Йозефсоном (актер Бергмана, Тарковского), который сказал мне, что вышел на пенсию. Я был возмущен, а он вовсе не считает это трагедией: когда-то он был актером, директором Королевского театра Швеции, а сейчас играет, когда его приглашают на роли, а потом занимается внуками и путешествует. Такого не может быть, чтобы хороший актер оказался не нужен. Любой режиссер, даже такой новатор, как Кирилл Серебряников, мечтает работать с хорошими артистами.

Калужский фестиваль важен еще и тем, что ориентирован на традиционные формы, в отличие от большинства других фестивалей (например, «Любимовка»), которые поддерживают и продвигают радикальные, «подвальные» формы и с точки зрения материала, и с точки зрения героев. Но истории про нормальных людей тоже могут быть востребованы театром!».

Директор Ярославской драмы Юрий Итин считает, что «традиции — это не путы, не вериги, а основа, на которой может развиваться творчество, старейший не значит старый! В Ярославле есть три знаковых имени: Ярослав Мудрый, Дмитрий Пожарский и Федор Волков, основавший первый российский театр. Мы хотим создать лучший театра в стране!»

Главный режиссер Калужской драмы Александр Плетнев сказал, что сложившееся с первого фестиваля содружество старейших театров живет не только на этом форуме. Часто проходят обменные гастроли, режиссеры ставят спектакли на площадках «побратимов», поэтому нынешний фестиваль — встреча друзей.

«В Калуге живет «доктор Чехов» — врач и писатель Андрей Убогий. Он хирург областной больницы скорой помощи, может в случае необходимости помочь вам, он лечил и Валерия Золотухина, когда тот приезжал на фестиваль. И вот прозаик начал писать пьесу, опыт оказался очень удачным. Одна из пьес, «Сестры», — отдаленная ассоциация с «Тремя сестрами» Чехова. В дневной программе фестиваля мы проведем ее читку, автор согласился сам читать ремарки. Действующие лица — не только сестры по крови, но и медицинские сестры. Эту пьесу наш тогдашний завлит Любовь Слепова повезла на один из самых авторитетных семинаров Росси, руководимых театральным критиком Риммой Кречетовой, и там произведение было рекомендовано к постановке. У этой пьесы есть перспективы быть поставленной в стенах Калужского театра.

Что касается нашей премьеры, которая будет показана 14 сентября, «Попытка полета», то замысел ее, сам того не зная, описал в своем приветствии фестивалю министр культуры региона Александр Типаков. Он связал отсутствие гравитации с актом творчества. Для меня сейчас каждый день — попытка полета, и каждая премьера — попытка полета. В спектакле есть радость обретения состояния полета, но, как говорит народный артист Михаил Пахоменко, играющий учителя Киро: «Кто летает, тот и падает», поэтому будет и грусть…

Николай Жегин порадовался, что в Калуге «легко судить по правде, по Гамбурскому счету». Критик посетовал на размывание традиций, на потерю речи актеров, при этом сам блистал образцовой артикуляцией и интонированием. Гость отметил, что «в репертуаре театров полностью отсутствуют современные пьесы, в такой яме мы еще никогда не были. Поэтому конкурс «Новая пьеса для старого театра», проходящий я дневной программе фестиваля, важен».

Петербургский гость Евгений Авраменко предложил вспомнить, сколько «новых» пьес открыл Александр Плетнев — от «народной драмы» «Лодка», на которую практически невозможно достать билет, до произведений молодых драматургов. Кажется, специально для него один «молодой» автор по фамилии Аристофан написал пьесу «Птицы». Почему бы вам ее не поставить?»

Возглавила жюри живая легенда, актриса-фея Ольга Яковлева. Наша гостья — народная артистка России с 1985 года, лауреат Государственной премии, премии «Хрустальная Турандот», «Золотая маска», кавалер ордена Почета «За многолетние заслуги перед Отечеством». Эти заслуги — ее образы, вершины женственности: Таня из фильма по пьесе Алексея Арбузова, Наталья Петровна из тургеневского «Месяца в деревне». Они столь нежны, что их ранимость и мягкость режут, как бритва. Актриса была музой Анатолия Эфроса, и в новом веке тоже востребована — и в театре им. Вахтангова, и в кино («Маяк», «Кабала святош»), в телесериалах («Дом на набережной», «Плата за любовь»).

Мы встретились с актрисой перед открытием фестиваля.

— Мне очень нравится город, я уже была в Калуге, правда, давно…

— Каким должен быть мужчина, чтобы он соответствовал вашей острой женственности?

— Их было много, и все соответствовали. Не в смысле — мои мужчины, а те, кто был рядом.

Все те же глаза, все тот же задумчивый голоc, а на груди у символа женственности — колье с изображением героев-триумвираторов — для полноты контраста.

Итак, представители двух столиц России оценивают плоды десяти старых «деревьев» — театров десяти городов. Театральный процесс в стране идет, и его сердце сегодня — Калуга.