Зима нечаянно нагрянет…

Все помнят снегопады прошлой зимы. Не то, как красиво летели снежинки, а то, в каком количестве и как долго сугробы лежали на дорогах и тротуарах. Тогда что-то говорили о подрядчиках, нехватке снегоуборочной техники, по городу и области ходили самые разные слухи. Как так получилось, что Калуга была практически парализована, и, главное, что власти сделали, чтобы не допустить подобной ситуации нынешней зимой?

Все помнят снегопады прошлой зимы. Не то, как красиво летели снежинки, а то, в каком количестве и как долго сугробы лежали на дорогах и тротуарах. Тогда что-то говорили о подрядчиках, нехватке снегоуборочной техники, по городу и области ходили самые разные слухи. Как так получилось, что Калуга была практически парализована, и, главное, что власти сделали, чтобы не допустить подобной ситуации нынешней зимой?

Об этом мы поговорили с первым заместителем городского головы, начальником управления городского хозяйства Калуги Павлом СУСЛОВЫМ.

— Павел Александрович, начнем с осени, чтобы плавно перейти к зиме. Готов ли город к отопительному сезону, когда он начнется для социальных учреждений?

— Паспорта готовности будут к 15 сентября, а пуск тепла планируется к 25-26. Начнут отапливать детские сады и больницы независимо от того, какая на улице будет погода. В остальные дома и школы — как обычно, по температурному графику: когда пять дней подряд среднесуточная температура будет +8 градусов или ниже. Кстати, если на одной ветке с садиком или больницей окажутся жилые дома, они также получат тепло в конце сентября. На сегодняшний день никаких проблем не выявлено, отопительный сезон начнется в срок.

— Снег у нас, по традиции, выпадает внезапно. По крайней мере, так было в Калуге нынешней зимой. Полагаю, что летом было время проанализировать случившееся и сделать выводы?

— Разбор полетов был почти сразу же, и все слабые места мы выявили еще весной, чтобы избежать таких ситуаций в будущем. Основная ошибка состояла в том, что контракт на уборку города составлялся на бюджетный год. То есть выигравшая тендер организация работала, грубо говоря, с первого января по 31 декабря. Раньше торги выигрывали одни и те же подрядчики. Зимой 2012 года, в самый разгар холодов, появились люди из другого региона. Правда, с конкурса их сняли за нарушения, но это создало дополнительные трудности. Теперь мы изменили условия, и рабочий год подрядчиков длится с 10.04.2013 до 01.06. 2014.

— По слухам, зимой не успевали убирать снег, так как почти всю технику забрала себе Москва, а водители говорят, что видели в общей сложности четыре машины, чистившие город.

— Уверяю вас, это только слухи. Есть нормативы, по которым у организации должно быть определенное количество КДМ (комбинированные дорожные машины) и другой специализированной техники. Если их нет, подрядчик исключается еще на этапе торгов.

В прошедший сезон на зимних городских дорогах работали 40 КДМ и 57 единиц тяжелой техники.

В сложных погодных условиях зимнего периода 2012 — 2013 гг. все троллейбусные, автобусные маршруты на территории города были в проезжем состоянии, пешеходные переходы, посадочные площадки остановок общественного транспорта доступны для жителей. Улицы с транспортной нагрузкой менее 100 машин в час по одной полосе по технологии убираются простой снегоочисткой (без обработки), то есть по окончании снегопада дорожное полотно чистится трактором или автогрейдером. С января по апрель текущего года вывезено порядка 170 тыс. кубометров снега (за аналогичный период прошлого года вывезено 30 тыс. куб. м снега). Чтобы избежать коллапса в городе, помимо закрепленного участка для размещения снега пришлось задействовать еще порядка четырех.

К сожалению, строительство стационарной плавильни с очистными сооружениями — слишком дорогое удовольствие, поэтому снег будет счищаться, как и раньше, на обочины и вывозиться в первую очередь с пешеходных переходов, перекрестков, остановок общественного транспорта. Но в перспективе снегоплавильни в городе появятся.

— Сколько машин должно быть у подрядчика? Сколько стоит почистить дорогу от снега? Деньги перечисляют авансом или по факту?

— Понимаю, к чему вы ведете. Не было такого, чтобы кто-то деньги получил, а работу не выполнил. Вся оплата совершается по факту, отдельно за каждый день. Если подрядчик дорогу не почистил, то фирма не только не получит денег и выплатит штраф, но также будет материально отвечать за все ДТП, которые произошли из-за неубранной дороги. Теперь о технике. Одна из организаций, убирающая дороги в центре Калуги площадью полмиллиона квадратных метров, имеет в своем штате 16 машин КДМ — этого достаточно для такой площади. Стоимость варьируется от категории дороги, которых всего три, они зависят от интенсивности движения и прохождения по ним маршрутов общественного транспорта. Так, уборка одного квадратного метра дороги первой (высшей) категории стоит 4,63 рубля за зимний месяц. Это с учетом всех расходных материалов.

— Кстати, чем конкретно в городе обрабатывают дороги?

— Пескосоляной смесью, в составе которой обычный песок составляет 90%, техническая соль (хлористый натрий) — 10%. Но в этом году мы пойдем на эксперимент и сто тысяч квадратных метров дорог в центре Калуги будем обрабатывать реагентом ХКНМ (хлористый кальций натрий модифицированный). Роспотребнадзор уже выдал разрешение на его использование.

Будем ежегодно пробовать, пока не подберем подходящий для города вариант по качеству и цене.

— На эксперимент решили пойти, потому что в городе собирались огромные пробки из-за обледенелых дорог?

— Нет. Вы про гагаринский мост? Эта ситуация сложилась там из-за транзитных фур, которые не могли на своей резине взобраться в горку и останавливали все движение. Здесь мы пошли другим путем и запретили им проезд через Калугу. Теперь фурам придется делать крюк, зато жителям гораздо удобнее. Уже сейчас выставлены патрули ГИБДД, которые штрафуют нарушителей — готовят к зиме.

— Если в городе снег хотя бы сгребали к обочинам, то во дворах все было совсем плохо. В некоторых автомобили оказались замурованы. Техника не могла туда добраться или ее просто не хватало?

— С дворами все сложнее. Дело в том, что десять метров вокруг каждого многоквартирного дома должна обслуживать управляющая компания, к которой этот дом относится, то есть дворник. Хозяин частного дома должен чистить на 15 метров вокруг своего жилища. Такая же ситуация с магазинами, мусорными контейнерами… Это все отражено в правилах благоустройства.

Даже если у города была бы такая возможность, то мы все равно не смогли бы направить технику для очистки дворов — это нецелевое использование средств. Поэтому очень многое зависит от общин на местах. Например, очень активны жители Правобережья и Кубяка — они управляющую компанию из-под земли достанут, если та не будет качественно работу свою выполнять. Если все позаботятся о тех участках, за которые они ответственны, если снег уберут вокруг магазинов, палаток, домов, если каждый подойдет к этому серьезно, то город будет чист. В городе действуют правила благоустройства и все должны их исполнять!

…Проверка всех подрядных организаций начнется в октябре — зима близко. По заверению Павла Александровича, на этот раз ничего не случится, ведь все лоты на уборку города давно проторгованы, и коней на переправе менять никто не собирается. Учитывая, что на миллион квадратных метров дорог должно приходиться 17 КДМов, у подрядных организаций техники больше, чем предписывают нормативы. Плюс ко всему зимой в бой вступят реагенты на ста тысячах квадратных метров дорог — это больше четырех таких улиц, как Кирова (вместе с тротуарами). Управление городского хозяйства к зиме готово, и, надеюсь, нам не придется возвращаться к этой теме где-нибудь в феврале, когда у нас внезапно выпадет снег.