Тарусские хранители

Многие жители нашего региона знают о прелести Тарусы. Тем, кто еще не знает, можно лишь позавидовать. Старинная крепость, пышный торговый город, «мекка» художников, спасительное пристанище высланных за 101-й километр диссидентов.

Многие жители нашего региона знают о прелести Тарусы. Тем, кто еще не знает, можно лишь позавидовать. Старинная крепость, пышный торговый город, «мекка» художников, спасительное пристанище высланных за 101-й километр диссидентов.

Тарусский краеведческий музей был открыт в декабре 1988 года, у его истоков стояли местные энтузиасты, подвижники краеведения Н.М. Арутюнов, В.В. Щербаков, В.А. Никифоров. Через год учреждение стало филиалом Калужского государственного краеведческого музея. Богатая экспозиция теснится на втором этаже памятника архитектуры XIX века, бывшей усадьбы купцов Поздняковых — почетных граждан Тарусы. Эти люди оставили о себе добрую память благотворительностью, особенно в периоды эпидемий.

В экспозиции всесторонне представлены народные промыслы. Как уцелела среди бурь XX века ажурная салфетка с мережками, вышитая М.Ф. Кунчиковой в 1920-е годы!? В 1932 году в Тарусе был создан промкомбинат, в цехах которого делали сани, садовые домики и другие товары. В 1973 году на базе промкомбината был создан экспериментальный завод как опытное производство НИИ художественной промышленности. Он отрабатывал приемы декорирования изделий народных промыслов из дерева, кости и керамики, камня, металла и ткани. Яркие, изящные произведения экспонировались на международных выставках в Японии, Франции, США, других странах мира.

А вот поразительная керамическая скульптура — квинтэссенция духа города. Здесь и дача Рихтера, и он сам за инструментом, и река с рыбаком, а рыбак — Пришвин!

В историческом разделе экспозиции — неолитическая керамика, наконечники стрел, мирные орудия труда наших далеких предков.

Обаятельно и уютно собраны фрагменты интерьеров купеческой лавки, крестьянских семей. Вот сапоги-скороходы, и подошвы к них прибиты деревянными гвоздями в два ряда! Дерево от влаги разбухало, и подметки крепко держались, не то что приклеенные «Моментом». А назывались эти гвозди спичками. На основе сапожных спичек позже стали выпускать зубочистки и серные спички, зажигательные.

Конечно, жемчужина музея — литературный зал. Оформить эти богатые материалы стало возможно лишь благодаря тому, что сотрудники музея выиграли грант фонда Сороса. Авторы экспозиции — Н.В. Зайченко и Н.Г. Мольнар — сумели создать в зале эффект присутствия Пришвина, Заболоцкого, Ватагина, Бальмонта, Балтрушайтиса.

Блестящие дачные забавы XIX — начала XX века (например, постановка оперы В. Поленова «Призраки Эллады» в тарусском Народном доме), плод пятидесятничества, альманах «Тарусские страницы» — дары этой земли русской и мировой культуре.

Английский философ из Кембриджа Эндрю Филд писал: «Тарусские страницы» являются единственным в своем роде источником, дающим западному читателю правдивое и исчерпывающее представление о реальных течениях в современной советской литературе».

Автографы, самые личные фотоснимки, дары дружбы создателей культуры — их не счесть в запасниках музея. Но размещать их негде. Наталья Зайченко, директор музея, рассказала нам, что первый этаж здания занимает автошкола. Кто только не обращался к властям с призывом найти для автолюбителей более подходящее пристанище

Легендарный путешественник Дмитрий Шпаро писал, что такое положение «несовременно, парадоксально и карикатурно». Дюжина академиков подписала воззвание с просьбой освободить первый этаж для экспозиции, посвященной русским ученым, чье творчество связано с Тарусой. Один из них — конструктов мирового масштаба В.З. Власов.

В музее нет места ни для отдела природы (негде окаменелых трилобитов показать), ни для размещения раздела «Великая Отечественная война». А как же «любовь к отеческим гробам», где, по убеждению классика, «сердце обретает пищу»?

Необходимость расширения музея перезрела. В декабре грядет 25-летний юбилей этого заметного учреждения. Как умно и празднично было бы отпраздновать его новосельем. Как обрадовались бы дети, члены бесплатного музейного краеведческого клуба! В следующем номере мы расскажем о трех новых страницах, трех именах, открытых работниками музея.

«Необходимо полное внимание к малым городам. Надо превратить их из бедных родственников в полноценных граждан и дать простор развитию всех их возможностей» — так писал Константин Паустовский. Может, нам пора его услышать?