Цветы на алтарь пенатов

«Здравствуй, милая Калуга» — слова этого любимого городского гимна можно взять эпиграфом персональной юбилейной выставки художника Валентина Денискина. И тело, и душа мастера состоят из местных атомов. «Здравствуй, милая Калуга» — слова этого любимого городского гимна можно взять эпиграфом персональной юбилейной выставки художника Валентина Денискина. И тело, и душа мастера состоят из местных атомов.

Родился Валентин в 1948 году в деревне Студёное Барятинского района Калужской области. Одарённый мальчик окончил одно из самых славных учебных заведений России — Абрамцевское художественно-промышленное училище. С 1971 года Валентин Михайлович с пристрастием изучает и любовно фиксирует облик и историю одного из старейших русских городов, сохранивших пласты всех эпох, пролетевших над государством.

Каждый рисунок, картина мастера — скрупулёзны, как статья в авторитетном журнале. Ну зачем, казалось бы, рисовать сараи из кровельного железа в самом центре, у Предтеченской церкви? А затем, что их уже нет: «Что пройдет, то будет мило». «Уплотнение» застройки съедает калужскую траву, деревья, дворики, пространство так же, как пустая суета убивает время жизни.

Галина Терентьева, директор Выставочного зала Калужского отделения Союза художников России, на открытии экспозиции отметила, что «уходящая старая Калуга запечатлена со щемящим ностальгическим чувством утраты того удивительного, неповторимого своеобразия, что было ей присуще когда-то».

Действительно, проходишь  по залу и ахаешь: и этого  дома нет, и эта улица погибла. Как будто злые марсиане прилетели на тарелках и уничтожают гармонию нашей «музыки, застывшей в камне». А может, не надо плакать, а поверить, что от нас, жителей, граждан, что-то зависит? И если смыло паводком мост, его надо восстановить не хуже, чем при Александре III? Нет, не всё новое плохо! Вот победно воздеты «руки» подъёмных кранов: 1971 год, строится когда-то безупречный въезд в Калугу. Нет еще у моста «шарика», девятиэтажек из суперкирпича.

Скрупулёзные коллажи-монотипии посвящены Пушкину и Натали. Сегодня даже грошовая квитанция печатается на принтере, а Валентин Михайлович снабдил экспозицию пространными пояснениями, каллиграфически выведенными от руки! Для автора история собственной семьи — часть истории родной земли, и материалы, посвященные  художником отцу — герою Великой Отечественной, так же уместны на выставке, как и справка о жертве крестьян села Спасского, когда в 1812 году армия Кутузова подошла к Протве, местные жители разобрали свои дома и навели мост для ускорения переправы! Так стало возможным быстрое продвижение к Малоярославцу, где было дано одно из главных сражений Отечественной войны 1812 года….

А вот, как видение, дом Толмачевых, еще не «спаленный пожаром», запечатлённый художником в 2002 году. Успел!

Росток красоты — серия «Внучка Катя», где героиня примеряет обличия сказочных героинь, даже девочки с голубыми  волосами — Мальвины. Единство прошлого, настоящего и будущего, единство природы и культуры дают прочность и оптимизм мировоззрению художника. Его рецепт соединения реализма и романтизма — нам урок.