Зорко лишь сердце

В Доме-музее декабриста Батенькова развернулась экспозиция, посвящённая классику советской, русской фотографии Николаю Низову.

В Доме-музее декабриста Батенькова развернулась экспозиция, посвящённая классику советской, русской фотографии Николаю Низову.

До сих пор некоторые спорят: «А искусство ли — фотография?» Ведь не нужно касаться кистью холста, а лишь взглянуть на мир и вовремя нажать на кнопку. Капсулы времени, запечатлевшие дыхание ушедших дней, — на покоробившихся листах мастера.

Николай родился в Калуге в 1951 году, звёзд с неба не хватал — окончил школу, ПТУ, отслужил в армии, работал на КЭМЗ слесарем-инструментальщиком. Фотограф-самородок нашёл своё место на канувшем в лету в 1975 году крупнейшем в Европе заводе синтетических душистых веществ (СДВ). С 1976-го по 1991 год Николай Гаврилович был фотокорреспондентом газеты «Молодой ленинец», позже сменившей название на «Деловую провинцию». Заочно фотокор получил высшее образование на истфаке пединститута.

Он работал не только в свой «творческий карман», был лёгок на подъём, отзывался на просьбу о помощи в любое время и по первому зову. Курировал «Взгляд» при Калужском Дворце пионеров. За 49 лет своей жизни Николай Гаврилович участвовал в 50 международных фотоконкурсах (действительно международных, а не с представителями бывших союзных республик).

И на этих престижных форумах работы Низова не потерялись: он привёз на Родину золотую медаль конкурса «Мировое пресс-фото» (Голландия), гран-при «Богиня победы Ника» конкурса «Спорт» (Германия), серебряную медаль Международного фотосалона 25-х Олимпийских игр в Барселоне. Испания, Бельгия, Великобритания: более двадцати наград с четырёх континентов поставили пробу на золоте творчества фотографа.

Николай Низов долгие годы сотрудничал с газетой «Весть», Калужским краеведческим музеем. Как фотограф он принял участие в историко-археологической экспедиции клуба «Приключение», которая прошла по следам исследователей Севера супругов Прончищевых.

Гаврилович, как величали и величают его благородные ученики и коллеги, обладал уникальным свойством Саида из фильма «Белое солнце пустыни» — появляться вовремя. Он остро чувствовал время, «ловил момент». А фотосьёмка  была не то, что сейчас, когда хоть 5000 снимков за день делай. Нет, в плёнке было 36 кадров, и будь любезен «уложиться»! Николай Гаврилович был строг к себе, говорил, что удачный снимок рождается раз в пять, а то и в десять лет.

А еще автор черно-белых «нетленок» крепко знал, что «человек есть то, что он есть, деленное на то, что он о себе думает». «В своей жизни и в съемке стараюсь быть незаметным. Считаю: чем меньше меня знают, тем удобнее работать. Никогда не выдвигаюсь на передний план». Действительно, не надо лезть на глаза, чтобы снять длинноволосых счастливых щербатых драчунов «На празднике». Ну что тут такого, кроме юности мира? Снимок получил бронзовую медаль в Испании в 1968 году. Мастер освоил все жанры, но предпочтение отдавал черно-белой фотографии, так как там суть, сюжет не затмеваются  эффектами.

Очень заметно, что автор любуется людьми, даже в уродстве видит не вину, а беду; немощь старости для него так же мила, как слабость ребенка. «Я вообще злой фотографии не делаю никогда. Если и делаю какую-нибудь страдальческую фотографию, всё равно это не зло, а просто чтобы немного обнажить наши беды».  Гуманизм, эмпатия — самые дефицитные свойства сегодня. Поэтому талант Низова стал подарком Калуги в программе культурной Олимпиады Сочи-2014. Девиз «Быстрее, выше, сильнее» он бы дополнил: «Зорче, мягче, добрее».