Слепки времени

Музей — место встречи зрителя и произведения искусства. Поэтому любой вынос из запасников новых «лиц» этого общения — радостное событие. Пятого июля в Калужском областном художественном музее открылась экспозиция «Западно-европейская скульптура и её образы: от античной до современной пластики». Музей — место встречи зрителя и произведения искусства. Поэтому любой вынос из запасников новых «лиц» этого общения — радостное событие. Пятого июля в Калужском областном художественном музее открылась экспозиция «Западно-европейская скульптура и её образы: от античной до современной пластики».

Её куратор, член Союза художников России, заслуженный работник культуры России Василий Пуцко постарался представить в крохотном зале путь этого вида искусства от греческой гармонии до экс-прессионизма.

Напомним, что художественный музей возник в 1918 году на основе коллекции произведений, принадлежавшей врачу Н.И. Васильеву, завещавшему её городу. Собрание было пополнено артефактами, вывезенными при национализации из усадеб края. Фонд подпитывался поступлениями из государственных источников, дарами художников.

Собрание западноевропейской скульптуры Калужского музея невелико, но даёт представление об античности, Ренессансе, отчасти — формах нового времени.

Слово «скульптура» первоначально обозначало высекание, вырубание фигур из твёрдых материалов. Впоследствии этим понятием обозначались и произведения, создаваемые посредством лепки. У скульптора в арсенале нет цвета, иллюзии воздуха, обстановки, окружающей персонаж. В его распоряжении — лишь форма. Правда, в древности шумерские, египетские, греческие скульптуры богов и героев были раскрашены, но к моменту их извлечения из земли в новую эпоху они, хвала провидению, утратили павлиньи цвета.

Почему нас завораживают произведения Фидия, Мирона, Полиекта и их многочисленные копии? Для античных последователей Пифагора и Платона тело человека (и бога) было манифестацией гармонии вселенной. Сам принцип его соразмерности — Золотое сечение (деление отрезка на две неравные части в крайнем и среднем их отношении так, что меньший отрезок деления относится к большему, как больший — к целому) — соотношения идеально сложенного человека.

Красота тела в античности предполагала столь же добрый нрав, высокий ум. В согласии с этим принципом возведены шедевры архитектуры (Парфенон), написаны стихи и проза Пушкина, музыка Моцарта…

Поэтому изображение обнажённого тела — не эротика и не порнография, а икона. По крайней мере, в лучших своих образцах. Эмблема скульптуры, как жанра, конечно же, «Давид» Микеланджело. Уменьшенная копия шедевра 1501-1504 годов, выполненная в Италии из оливина в 19-м веке, — это один из даров Н.И. Васильева Калуге. Благородный каррарский мрамор представлен в игривой круглой скульптуре Чезаре Цокки «Дама с веером».

Атлетичная алебастровая «Рыбачка» в трико забрасывает удочку, а на поясе у неё — тыква-горлянка с червями для насадки — неизвестный скульптор 19-го века был реалистичен. «Юноша с мечом» Адриана Этьена Годе и «Аврора» Эрнеста Дагоне — прекрасные образцы салонной бронзы. Далёкие от их неги и чувственности примеры мемориальной скульптуры «Мальчик с птичкой», «Сидящий мальчик», «Спящий мальчик»- дань эпохе романтизма.

«Бисквит», то есть пористый, не блестящий мрамор, в композиции Б.-А. Каррьеру «Венера с Купидоном» кажется полупрозрачным. Портрет сестры работы князя Алексея Куракина 1845 года полон «милой простоты» благородной девушки.

Память героической эпохи борьбы гвельфов и гибеллинов — портрет Филиппо Строцци. Слепок 1878 года с работы Бенедетто да Майано 1480-х годов — как портрет одного из персонажей Данте.

Особая редкость — представленные барельефы Е. Никифоровой-Кирпичниковой (1879-1930). Уму непостижимо, как сохранились от пламени печи или пожара эти работы 20-х годов из красного дерева! «Аккорд» декадентского ангела-демона, играющего на кифаре, образ стихов «Бегут, бегут испуганные тучи, закат в крови…» отсылают и к модерну, и к баухаусу, полны экспрессии, как документ времени.

В лики ушедших эпох можно будет вглядеться до 1 сентября, они так долго хранили свои послания, что достойны вашего внимания.