Тормоз для тарифов ЖКХ

Как и почему изменяется стоимость коммунальных услуг? Этот вопрос волнует буквально всех россиян. Министерство регионального развития Российской Федерации попыталось обосновать причины ежегодных повышений тарифов. Как и почему изменяется стоимость коммунальных услуг? Этот вопрос волнует буквально всех россиян. Министерство регионального развития Российской Федерации попыталось обосновать причины ежегодных повышений тарифов.

Нынешнее лето не стало исключением из печальных правил — во всех регионах выросла цена на электроэнергию, газ, тепло и воду в среднем на 12%. Индексация произошла не в январе, а с середины года, и эта отсрочка позволяет в целом по календарному году выйти на прирост совокупных платежей граждан на уровне 6-7,5%.

Так это хорошо или плохо, что придумали отсрочку выросшим платежам? Что-то этот административный ход больше напоминает пытку — приговоренный знает, что его расстреляют, но не завтра, не через неделю. Хотя итог предрешен.

В тех муниципальных образованиях, где в структуре совокупного платежа преобладает плата за электроснабжение и газ, прирост коммунального платежа с 1 июля может составить до 15% (то есть 7,5% в среднем по году). Также более высокий рост платы граждан за коммунальные услуги возможен в военных городках, инфраструктура которых передана в муниципальную собственность, и в тех населенных пунктах, где тарифы по состоянию на декабрь прошлого года были значительно, более чем в два раза, ниже среднего уровня по региону.

Ну, здесь всё понятно — кто-то в свое время (не по своей вине!) недоплатил, теперь извольте рассчитаться за долги!

Сложившаяся в коммунальной сфере система тарифного регулирования предусматривает, что на федеральном уровне устанавливаются предельные индексы роста тарифов, непосредственные же величины, то есть конечные индексы роста, определяет своими нормативными актами региональная власть. С учетом федеральных пределов она утверждает тарифы для каждого предприятия, поставляющего коммунальные услуги, с учетом особенности поставки ресурсов в конкретный населенный пункт.

К счастью, у нас весь этот процесс строго контролируется, и отдельные муниципалитеты, допускающие необоснованные завышения цен, одёргиваются, а переплаченное гражданам возвращается.

Плата за коммунальные услуги зависит от многих факторов: этажности и года постройки дома, степени благоустройства жилья, доли общего имущества в многоквартирном доме, наличия общедомовых и индивидуальных приборов учета, потому что если их нет, плата начисляется по нормативу потребления, который также устанавливает региональная власть.

И вот тут опять же хочется поставить большой знак вопроса. Кто-то в некоем кабинете определил все эти параметры. Но известно ли жильцу достаточно ветхого дома, во сколько он оценен специальной службой? Возможно, что, не проводя в городах и поселках десятилетиями жесткой инвентаризации состояния домов, иные постройки, готовые вот-вот рухнуть, по-прежнему числятся в числе «благоустроенных со всеми удобствами»!

Теперь поговорим о поставщиках тех самых услуг, которыми жильцы порой не очень и довольны. В неких домах, к примеру, часты проблемы с электроснабжением, водой, а что уж говорить о недостаточном тепле в зимнее время. Кто и как постоянно это отслеживает и снижает в платежках стоимость неважной услуги?

В отраслевом министерстве считают, что тарифы за коммуналку устанавливаются для каждой ресурсоснабжающей организации исходя из ее затрат на производство этого ресурса, будь то вода, тепло, электричество. Конечно, здесь разные подходы — в зависимости от протяженности сетей, энергоёмкости оборудования, способа производства, стоимости и вида топлива, а также от количества потребителей. Отсюда и различие в величине тарифов и платежей.

То что коммунальные услуги должны быть доступны всем — кто с этим спорит? Поэтому существует адресная помощь многодетным и малообеспеченным семьям. И это правило опять же четко у нас выполняется. Но ведь и люди, не вошедшие в льготные списки, уже с великим трудом справляются с бешеными скачками цен. И вот по решению Президента страны рост тарифов инфраструктурных монополий начиная с будущего года (!!!) будет ограничен уровнем инфляции, сложившейся по итогам предшествующего года. И такой порядок будет в течение пяти лет.

Правительство намеревается разработать такой чудесный механизм расчетов, чтобы конечная цена для потребителей была на приемлемом уровне! А что самое главное — будет учитываться мнение потребителей.