Живопись как тропинка

В названии выставки Сергея Бауэра «Моя провинция — душа России» все слова — под ударением. «Моя» — дом, тропинки, деревья, церкви, люди, любимые с рождения, — Малоярославец.

В названии выставки Сергея Бауэра «Моя провинция — душа России» все слова — под ударением. «Моя» — дом, тропинки, деревья, церкви, люди, любимые с рождения, — Малоярославец.

«Провинция — место, где человек живет природосообразно, меньше мечется в жажде символического потребления, место, где «единое на потребу». «Душа» — край, где дышат твои самые дорогие люди. «Россия» — такая, какой была при Берендее. Всё это светит со ста пятидесяти картин — автобиографии художника, отчета за 60 лет жизни.

Представляя свою экспозицию, Сергей Анатольевич сказал: «Как я мог не стать художником, если отец, учитель литературы, зимой вырезал аппликации, а в соседнем доме жил учитель рисования?». Какие бы благоприятные внешние условия воспитания ни подарила судьба, главное — внутри — пружина творчества. Сергей Бауэр окончил Московское художественно-промышленное училище им. М. И. Калинина. И вот уже более пятидесяти лет он живет и работает на родине. Художник называет себя реалистом. Конечно, все реально, раз холст, оргалит, краску можно потрогать.

Но посмотрите на его мистический «Бой небесный. Покров на Нерли». Белая кувшинка церкви — под бурей борющихся туч или это складки плащей архангелов?

«Бабушка и внуки» под нарядным окошком своего дома. А вот дети, впервые осознанно увидевшие весну, — можно ли перейти этот ручей по жердочке?

Братик и сестричка у реки — точьв-точь как Аленушка и Иванушка — только ни зловещей Бабы Яги, ни вредных гусей, к счастью, не видно. Все многочисленные детские образы вписаны в произведения на грани — это еще не «жанр», но и не чистый пейзаж.

Когда Сережа был десятилетним мальчиком, как и герой представленных произведений, его этюдик попал на районную выставку детского творчества. Об этом написала районная газета, так ребенок поверил в свои силы и занялся творчеством всерьез. Сергей Анатольевич рассказывал о поездках на пленэры как геолог о «поле» — как мерзли, мокли, недосыпали ради знакомства с новой натурой.

И не напрасно! Отдельная тема выставки — крымский пейзаж. Как многим из вас, уважаемые читатели, знакомы эти места: Ялта, Симеиз, Байдарская долина, Гурзуф, Ливадия, Алупка. Эти места увидены взглядом не курортника, а путешественника — первооткрывателя.

Новогодний вечер на море, холодная зыбь Ялтинской бухты, золотые октябрьские листья, водопады майской глицинии — такого Крыма мы с вами не видели. Особо приятно рассматривать пейзажи, когда знаешь, что там, за поворотом, за скалой.

И люди на его картинах — не случайные цветовые пятна. Все они — родня, соседи — жена, дети, внуки и просто и земляки.

Манера Сергея Анатольевича тяготеет к примитиву, одновременно есть боннаровская прозрачность, сарьяновская «дерзость» красок. Пастозность мазка такая, что картины иногда как барельеф — рябь на реке, «гвоздики» сирени, «овечек» облаков на ощупь узнаешь.

В последние годы работы художника широко экспонируются на выставках в столице, городах России.

Лики природы неисчерпаемы, как фуга Баха, одна тема звучит в березняке по-разному — как луч ляжет, как ветер дунет. И каждый поворот листа нов.

«О чем весна?» — вопрошает в своей новой книге стихов искусствовед Владимир Обухов. Действительно, о чем? Пусть живописцы нам расскажут!

До 16 июня в Выставочном зале Союза художников России вы можете совершенно бесплатно поискать смыслы феноменов жизни вместе с Сергеем Бауэром.