Небо Родины

«Когда мы постоянно живем в России, то ведем себя как крыловская «свинья под дубом» — пользуемся тем, что нам надо, и не видим, благодаря кому и чему создается благо. Только после загранпоездок начинаешь ценить и ощущать особую теплоту Родины, поднимаешь глаза на её небо».

«Когда мы постоянно живем в России, то ведем себя как крыловская «свинья под дубом» — пользуемся тем, что нам надо, и не видим, благодаря кому и чему создается благо. Только после загранпоездок начинаешь ценить и ощущать особую теплоту Родины, поднимаешь глаза на её небо».

Так комментировал свою персональную выставку в Калужском художественном музее её автор Евгений Ромашко.

Сквозь пятничные пробки 31 мая народный художник России еле вырвался из первопрестольной, его даже остановила за превышение скорости полиция. Но узнав, что «срывается»  открытие выставки и пресс-конференция, повелители дорог смилостивились.

В Калуге гость, посетив отделение Союза художников, сразу же встретил «одноклассника» по «Строгановке» — Виктора Алексеева.

Пятидесятилетний художник, некогда учившийся с калужанином в стенах знаменитого вуза, теперь заведует в нем кафедрой академической живописи. Кроме того, Евгений Викторович — действительный член Российской академии художеств, советник её президента.

Преподавательская деятельность нашего гостя началась в школе акварели Сергея Андрияки. Сегодня он обучает юношество в Московском государственном академическом институте имени В. И. Сурикова, Московском государственном областном университете.

Калужская экспозиция  разместила в малом зале воспоминания художника о путешествиях по Европе, а в большом — образы России всех сезонов и состояний. До 23 июня все любители искусства смогут увидеть уверенно, мастерски выполненные картины. Евгений Ромашко любит пейзаж, и если человек и вкраплен в него, то лишь как часть натуры. Центральное место отведено вам, зритель.

Бросается в глаза отвага художника, не боящегося откровенных парафраз с гениями. Вот он поставил лошадку с санями на тающем снегу знакомо, как в иллюстрации к учебнику «Родная речь». Здравствуй, Левитан. Вот по-грабарьски нарядилось инеем дерево. Пейзаж — как земной шар, у него так много сходных черт в изображении разных творцов. К тому же как выбросить из памяти с детства засевшие интерпретации?

Прелестный домик со свежеокрашенным палисадником выглядывает из мальв. Сейчас хозяин сядет в свою синюю лодку и поплывет рыбачить на стремнине — река плещется чуть ли не у окон.

«Провинция. Распутица» — актуальное полотно изображает непролазную грязь. Как не было дорог при Салтыкове-Щедрине, так и сейчас нет — есть одни направления.

«На главной улице Важгорта» стоят убедительные двухэтажные срубы из трехсотлетних сосен — в таких мороз не страшен. А вот художник отчаянно мерз, делая этюды для этой картины при температуре  -27 градусов. «Огород хозяйки» образцов! Ей некогда смотреть телевизор — ну и пусть антенна на крыше покривилась. Зато на грядках — ни травинки, а как будет хрустеть на зубах эта капуста! Юрий Олеша назвал такие кочаны в их сизом налете — «голубые глаза огородов». Вот лазурная колокольня звенит в лазоревом небе, и её белое архитектурное убранство подобно инею.

Стокгольм,  Париж, Сардиния сложны и колеблются, как лабиринты сна, здесь их автор отдал дань познания и истории импрессионизма.

«Наедине с природой», в том числе и с «второй природой», созданной человеком, приглашает побыть Евгений Ромашко.

Художник приглашает задуматься, остановиться, вспомнить свой собственный сад, двор и понять, что они прекрасны. Если мы посмотрим на них умным и любящим взором.