Грёзы о прогрессе

Владимир Пайчадзе в прямом смысле один из самых возвышенных людей Калуги. Его место работы — колокольня, профессия — звонарь. Поэтому этот музыкант взялся воплотить мечты Константина Эдуардовича Циолковского.

Владимир Пайчадзе в прямом смысле один из самых возвышенных людей Калуги. Его место работы — колокольня, профессия — звонарь. Поэтому этот музыкант взялся воплотить мечты Константина Эдуардовича Циолковского.

Срежиссированное им второго июня в галерее Дома музыки действо называлось «Грёзы о Земле и Небе». Его участниками стали капелла мальчиков и юношей «Ветер» (руководитель Ольга Полежаева), «Театр креативного танца «ТЕКТ» (руководители Ксения Голыжбина, Евгения Талецкая).

Казалось бы, ударные инструменты — самые бедные по звуку — не орган, не скрипка. Однако после появления оркестра ударных Марка Пекарского мало кто усомнится, что им доступно выражение океана чувств и мыслей. По проложенной мэтром дорожке пошли калужане и достигли яркого результата. Перфоманс развивался как зарождение жизни на безвидной и пустой Земле, как первая заря мира. Tsiolkovsky-fest смоделировал первые минуты после Большого взрыва, когда не было еще ни света, ни звука — негде было им распространяться, не существовали фотоны и прочие кирпичики Вселенной. Автор сам рассказал нам о сверхзадаче своего спектакля:

— В вашем перфомансе соединились самые древние, архаичные принципы звукоизвлечения и авангардное искусство. Какого эффекта вы хотели достичь?

— Я хотел показать Вселенную как саморазвивающуюся систему, постепенное уплотнение энергии в ходе её эволюции. Она из более разряженного состояния переходит в более тяжелое. Циолковский был одним из тех, кто пытался осмыслить этот процесс. Все мы делаем это в меру своего разума. Наш перфоманс — отражение космической энергии, поэтому способ выражения — танец, музыка, вокал — не имеет значения, между видами искусства нет барьеров. Следовательно, их синтез естественен — это язык Вселенной. Это — связь человека и космоса, и основана она на красоте и гармонии. Я считаю, что только на пять процентов получилось то, что было задумано…

— Если бы на пятьдесят — мир бы изменился, и Калуга стала бы Новым Иерусалимом!

— Всё, что сделано, было совершенно бесплатно, а работа потребовалась большая. Из полной темноты возник звук колокола, забрезжил свет, выплыли детские голоса, фигуры танцоров.

Я зачитывал тексты Циолковского о том, что разум человека и сам человек выйдет за пределы колыбели — Земли и охватит другие планеты.

— Хорошо ли это будет? И Марс пластиковыми бутылками забросаем!

— Сейчас человечество идет неправильным, саморазрушительным путем. Прогресса, в который верил Циолковский, сегодня нет, но, может быть, он настанет через тысячи лет. Мы можем только верить в это. Сегодняшний регресс вызван тем, что все действия завязаны на деньги, которые изобрел дьявол. Мы не в поте лица добываем свой хлеб, а на кнопочки стремимся нажимать в комфорте. Отсюда — физическая, умственная, нравственная деградация. Ради своей лени мы разрушаем природу. Человек — не хозяин природы, а её часть. Рубя дерево, мы рубим сук, на котором сидим. От кажущейся легкости быта, от бессмысленной работы ради девайсов человека охватывает скука. Он разучается радоваться жизни — радость такой человек может получить только от наркотиков. Когда человек живет одиночкой, зациклен на себе, он видит лишь свою пустоту, и ему скучно, уныло.

Анна Сенатова своим фестивалем, обращенным прежде всего к молодежи, пытается создать площадку для общения на основе творчества, чтобы люди увидели друг друга. К этому призывала песня Владимира Пайчадзе «Стать твердым» в финале действа. Стать твердым духом, чтобы разрушить заборы, разделяющие нас, выйти на настоящее общение, а не на его имитацию, — цель творчества. Напоминаем о том, что фестиваль не закончился, следите за его афишей, в ней будут сюрпризы: и «сюр», и «призы».