«Открытая сцена» Калужской драмы

Калужская драма привезла себе и нам, зрителям, из Москвы подарок к Международному дню театра. В Театральном центре на Страстном бульваре существует программа «Открытая сцена», в которой приглашают выступить со спектаклями, составляющими ткань современного театрального процесса России. Калужская драма привезла себе и нам, зрителям, из Москвы подарок к Международному дню театра. В Театральном центре на Страстном бульваре существует программа «Открытая сцена», в которой приглашают выступить со спектаклями, составляющими ткань современного театрального процесса России.

Постоянные участники проекта — МХАТовская мастерская Константина Райкина, ГИТИСовская мастерская Евгения Коменьковича, работы Леонида Хейфеца.

И вот 19 марта на суд искушен-ной театральной общественно-сти Калужская облдрама предложила свое прочтение «Похождений Шипова» Булата Окуджавы. В период подготовки спектакля, в 2009 году, творческая группа ездила к вдове барда, Ольге Владимировне, в Переделкино, и она рассказала об истории сценических воплощений этой прозы.

На московском показе среди зрителей были и Ольга Владимировна, и семья друга Окуджавы, поэта Константина Ваншенкина. Графический профиль Булата Шалвовича, украшающий программу и афишу калужской версии Шипова — произведение сына Ваншенкина. Самому барду очень нравился портрет, и он до сих пор висит в его рабочем кабинете.

Мы расспросили режиссера спектакля Александра Плет-нева о его взаимоотношениях с творчеством автора «Синего троллейбуса».

— Вас привлекает романтизм Окуджавы?

— Скорее его добрая ирония. Окуджава работал учителем в Калуге и в Шамордине. Он рассказывал удивительную историю о том, как ему пришлось прочитать лекцию «Частная жизнь Пушкина». Молодого специалиста встретил председатель колхоза и попросил столичного словесника прочитать народу лекцию на какую-нибудь тему. А Окуджаве как раз только что подарили книжку «Частная жизнь А.С. Пушкина». Он эту тему выбрал и благополучно забыл. Однажды вечером входит к молодому учителю в избу председатель: «Лошади ждут». Пришлось ехать читать обещанную лекцию!.. В итоге Булат Шалвович говорит о том, что большего стыда он в своей жизни не испытывал и с тех пор к публичным выступлениям готовился тщательно.

Авторская интонация очень важна. Уже после того как я прочел «Шипова», наткнулся в своей студенческой ГИТИСовской тетрадке на запись о возможных будущих постановках «Похождения Шипова». Конечно, тогда еще не было в моей жизни ни Калуги, ни ее театра.

Получив лестные отзывы на наш спектакль от вдовы автора, я спросил разрешения поставить инсценировку романа «Свидание с Бонапартом». И она, и семья Ваншенкиных воскликнули: «Это наш любимый роман!» И дали «добро».

Посетила спектакль и драматург Нина Садур. У нее есть своя инсценировка «Шипова» для театра Александра Калягина «Et Сetera», поэтому ее позитивное впечатление вдвойне ценно.

У творчества Александра Плетнева есть свой «клуб фанатов». Они ездят на его спектакли по тем городам, где режиссер их создает.

Мы побеседовали с одним из таких поклонников, Максимом Рекантом, по профессии — менеджером по обучению.

— Я видел и премьеру «Похождений Шипова», и то, как развился спектакль сейчас. Понравились художественная цельность, когда и мизан-сцены, и декорации Сергея Рябинина работают на одну задачу, органично сливаются.

Артистка, исполнившая роль Даси, Ирина Якубенко, создавала аскетичными средствами грандиозный образ «на едином дыхании». Я читал прозу Окуджавы, но спектакль мне показался ярче, чем первоисточник. Видел практически все, что поставил Александр Плетнев — и «Дом восходящего солнца», и «Плоды просвещения», а 30 марта приедем с друзьями в Калугу смотреть «Если любишь — найди». Мы уже не можем без этого.

На показе присутствовала вдова Булата Шалвовича, она сказала, что калужская версия — лучший спектакль по «Шипову», а она отслеживает все постановки по произведениям Окуджавы.

— Мне кажется, что подспудная тема всех постановок Плетнева — найти способ противостоять жестокости мира и научить нас ему.

— Так и есть. Его рецепт — создание позитивных эмоций, радости как защиты.

Это не радость бессмысленного гогота «кривых зеркал», а ра-дость сквозь грусть, улыбка узнавания невидимого добра за видимым злом. Наверное, об этом и будет книга воспоминаний, которую начал писать главный режиссер Калужской драмы, заслуженный деятель искусств России Александр Плетнев.