Камерный сюрприз

Двадцать шестого марта меломаны Калуги смогли совершенно бесплатно насладиться творчеством одного из лучших коллективов страны — Камерного хора Московской консерватории. Произошло это чудо в стенах Танеевского зала. Двадцать шестого марта меломаны Калуги смогли совершенно бесплатно насладиться творчеством одного из лучших коллективов страны — Камерного хора Московской консерватории. Произошло это чудо в стенах Танеевского зала.

Хоровое искусство — самое древ-нее. В сущности, оно сопровож-дает весь животный мир, и птичий хор на восходе солнца — лучший его образец, когда пением звенит целый лес. В Древней Греции хор в трагедии олицетворял «глас народы — глас Божий». Без хора немыслимо богослужение любой конфессии.

С развитием музыки как отдельного вида искусства хор приобрел элитарные черты. Численность больших хоров достигает 120 исполнителей. Минимальный состав хора — двенадцать человек, по три в каждой партии (сопрано, альты, тенора, басы). Наших гостей было больше пятидесяти.

Прославленное учебное заведение было открыто еще в 1866 году. Камерный хор при ней был создан по инициативе профессора Александра Соколова в декабре 1994 года выдающимся хоровым дирижером — народным артистом России профессором Борисом Тевлиным, бессменно возглавлявшим коллектив до последних дней жизни.

«Камера» по латыни — «комната», и еще в 18-м веке камерная музыка предназначалась исключительно для домашнего музицирования. Лишь в середине 19-го века камерная музыка пробилась на концертные подмостки, для нее даже стали строить специальные залы, например, Малый зал Московской консерватории.

Камерная музыка позволяет выя-вить тончайшие интонационно-смысловые детали, отличается особым психологизмом. И в этом могли убедиться слушатели блестящей программы, представленной хором.

Коллектив — непременный участник и украшение крупных фестивалей.

Он исполняет отечественную и зарубежную музыку, классическую, барочную, романтическую, «новую венскую», современную. В репертуаре — жемчужины и камерные, и оперные. Хор принимал участие в исполнении опер Глюка, Моцарта, Россини, Гриша, Рахманинова. Один из главных показателей исполнительского уровня коллектива — готовность, с которой ведущие виртуозы и дирижеры сотрудничают с ним. Камерному хору удалось поработать с Юрием Башметом, Геннадием Рождественским, Саулюсом Сонденцким…

Кроме высокого качества испол-нения хор порадовал предло-женным материалом. На радость слушателей, прозвучали произведения композиторов XX века, наших современников. При виде программок концертов частенько создается мнение, что мы застряли в 19-м веке, будто Чайковским развитие музыки закончилось. Это так же странно, как заканчивать учебник физики законами Ньютона. А как же Эйнштейн и Бор? Ведь мы живем в том мире, где параллельные прямые не пересекаются!

Метания и сомнения современного человека описаны конгениальной по сложности музыкой. «Приход весны» Эдисона Денисова, «Чудотворные лики» Юрия Фалика, «Серенада» Родиона Щедрина, набоковский цикл Константина Волкова, обработки старинных казачьих песен Сергея Слонимского и другие попытки описать реальность средствами музыки встретили восторженный прием, зал аплодировал стоя.

Во втором отделении концерта были исполнены обработки русских, мексиканских, колумбийских народных песен, негритянские спиричуэлс. Песню «У Катюши муж-гулена» аранжировал выпускник Калужского музучилища Алексей Степанов, ныне студент Московской консерватории. «Побольше бы таких студентов!» — сказал о нем худрук Александр Соловьев. Кроме маэстро за дирижерский пульт становились дипломники консерватории, одновременно — солисты хора: Роман Гофбранд, Никита Михайлов, Сергей Рубин, Екатерина Сиромаха, Василя Шарафутдинова.

Изысканная программа, тонкое понимание музыки и мощное исполнение «Парада молодых дирижеров» были внятны и профессионалам, и меломанам. Будем надеяться, что горячий прием подвигнет прославленный хор еще раз посетить Калугу с благотворительным концертом.