«Положь трубку!»

В прошлом номере мы рассказывали о том, откуда берутся панические атаки и как от них избавиться. И совсем неожиданно столкнулись с другой проблемой — фобиями. В частности, такой неожиданной боязнью… телефонов! В прошлом номере мы рассказывали о том, откуда берутся панические атаки и как от них избавиться. И совсем неожиданно столкнулись с другой проблемой — фобиями. В частности, такой неожиданной боязнью… телефонов!

Человек может испытывать стресс, когда ему звонят. В разговоре «страдающие» указывают самые разные причины страха: телефон так искажает голоса, что почти никого никогда не узнаю по голосу, теряюсь, не зная, что сказать. Напрягает то, что не видно собеседника, его выражения лица, кажется, что человек по ту сторону трубки злится, есть опасность, что ответят грубо. Нет и времени на обдумывание ответа, а одной из первых мелькает мысль: что случилось? Особенно если звонок от родных или начальника.

Однако все эти страхи присутствуют в жизни человека только при телефонном общении. В чем разница? В постоянном напряжении и готовности к неприятностям. Именно такой настрой порождает телефонную фобию. Взяв трубку, вы не в состоянии контролировать и анализировать поведение собеседника — неоткуда считать информацию о его настроении, у вас есть только его голос.

Ну и что делать, спросите вы? Начнем с того, что общение — это очень многоплановый процесс, в нем задействованы разные уровни нашей психики. Поэтому рассматривать здесь рекомендации на все случаи жизни невозможно.

Чтобы облегчить общение по «трубе», разговор можно отрепетировать. Просчитать все повороты разговора невозможно да и не нужно, а вот представить собеседника можно. Кроме того, придумайте универсальное приветствие на все звонки, например, «Добрый день!». Родственники поймут, незнакомцы оценят вежливость. Послушайте свой голос, попойте, когда никто не слышит, вырабатывайте нужную интонацию и постарайтесь ее запомнить.

Не бойтесь пауз. Лучше подумать и сказать, чем ляпнуть и переживать. Так же и собеседник — просто обдумывает ответ, а не затаил злобу. Если пауза затянулась, то ничего страшного в том, что вы скажете честно, что задумались. Если собеседник долго думает, почему бы и не напомнить о себе?

Перед трудным разговором поставьте перед собой чашку с водой, сядьте удобно, наберите воздух в легкие и медленно выдохните. Сделайте маленький глоток воды. Можно в процессе разговора делать такие глотки, чтобы снять спазм в горле.

Автоответчик — машина, с ним можно и не разговаривать, но если очень нужно, повесьте трубку, сформулируйте послание, запишите, если надо, и перезвоните.

Может быть, в вашей жизни был страшный эпизод, связанный со звонком? Тогда вам требуется помощь психотерапевта. В любом случае эта проблема решаема, и при желании можно избавиться от нее навсегда.