Сеанс музыкального гипноза

Орган, этот древний король музыкальных инструментов, встретился со старой знакомой. Наталья Ужви уже пятый год приезжает оживить его регистры в Калужский Дом музыки, и меломаны могут судить о том, как растет ее мастерство. Орган, этот древний король музыкальных инструментов, встретился со старой знакомой. Наталья Ужви уже пятый год приезжает оживить его регистры в Калужский Дом музыки, и меломаны могут судить о том, как растет ее мастерство.

Двадцатишестилетняя москвичка окончила Академический музы-кальный колледж им. Гнесиных, уже в 2005 году стала лауреатом Первого Московского конкурса юных органистов. Два года назад Наталья с отличием окончила Московскую консерваторию и теперь — аспирантка здесь же, параллельно — магистрант Высшей школы музыки в Любеке. Исполнительница широко гастролирует по России и за рубежом, посещает мастер-классы ведущих органистов мира, сейчас она — ученица профессора, титулярного органиста церкви св. Якоба в Любеке Арвида Гаста. Об этом мы и расспросили гостью.

— Вы учились и учитесь у ярких исполнителей. Что самое главное, на ваш взгляд, они хотят сформировать в музыканте?

— Они умеют работать с любовью и убедительно. Убедительным можно стать, только если хорошо понимаешь исполняемое произведение. Музыка — это поэзия без слов. Семь органистов, играя на одном инструменте одно и то же произведение, преподносят его совершенно по-разному, исходя из своего опыта.

— Какие самые старинные, самые мощные органы были в вашей жизни?

— В Московской лютеранской кирхе орган — 1898 года, 1400 года — инструмент в Любеке.

— Вы исполняете «Как молоды мы были» Александры Пахмутовой. Кто переложил это произведение для органа?

— Аранжировка моя, была сделана для программы о Великой Отечественной войне.

— Что нужно музыканту, чтобы обладать такой же силой воздействия, как Александр Градский, исполняющий эту песню?

— Прежде всего — положительная энергетика, ведь музыка — это чистая психология, прямое влияние на людей, почти гипноз. Однажды мой папа был на концерте в соборе, где я играла Регера. Воздействие было такое сильное, что он после этого пропустил несколько выступлений.

…В своей пронзительной манере Наталья Ужви познакомила калужан с творчеством Франца Тундера, который смог в 18 лет стать придворным органистом в Любеке.  Прелестная и тонкая ученица Люлли Георга Муффа была в своем уюте и яркости подобна средневековым книжным миниатюрам. Не напрасно композитор служил придворным органистом у архиепископа Зальцбургского до прихода туда Моцарта-старшего!

Владимир Мартынов, композитор-философ, считает, что «подобно тому, как для утоления телесного голода человеком были придуманы орудия охоты и земледелия, так и для утоления голода духовного придуманы были музыкальные инструменты. Музыка — заменитель райской пищи для человека после его грехопадения и утраты способности слышать голоса ангелов». И каждый концерт — напоминание о высоком призвании человека.