Империя титанов

Оказывается, человек, «поднявший» тяжелую промышленность Центральной России, Сергей Иванович Мальцов, оставил яркий след на Калужской земле. Он создал заводы и инфраструктуру, которые действуют до сих пор. Оказывается, человек, «поднявший» тяжелую промышленность Центральной России, Сергей Иванович Мальцов, оставил яркий след на Калужской земле. Он создал заводы и инфраструктуру, которые действуют до сих пор.

Первые российские рельсы, паро-возы, пароходы, винтовые дви-гатели, цемент, не боящийся морской воды, хрустальный иконостас и, самое главное, восьмичасовой рабочий день — все это сотворил Сергей Иванович в своем промышленном районе, занимавшем территорию общей площадью шесть тысяч квадратных километров.

«История всех производств в России связана с именем Сергея Ивановича Мальцова… Будь это в Париже, ему бы поставили памятник», — так писал известный инженер — изобретатель Николай Петрович Мельников об удивительном человеке, которого он называл «Титаном русской промышленности». Эти слова можно отнести ко всему роду Мальцовых.

Родословная Мальцовых восходит к началу 18-го века. Среди них были как дворяне, так и лица купеческого звания. С одним из них, Василием Васильевичем (Большим), связано начало заводской деятельности Мальцовых. В 1724 году он, сын купца гостиной сотни, был принят в «компанейщики» на равных паях по заводскому делу жителем Гжатской пристани Назаром Дружининым и калужским посадским человеком Аксеновым, которые по указу Петра I от 11 февраля 1723 года основании стеклянную и хрустальную фабрики в Карачевском уезде на земле Введенского девичьего монастыря и в Можайском уезде близ города Гжат-ска. В 1730 году, после смерти своих компаньонов, Василий Большой становится главным содержателем фабрик, а после смерти своего брата Василия Меньшого в 1743 году — полным их хозяином.

На фабриках производились стаканы пивные и медовые, гладкие и рисованные, стекла зеркальные и «окошные» белые. Здесь старались внедрить в производство новейшие технологии и приглашали на работу лучших мастеров, как отечественных, так и иностранных. Поэтому производство стекла и хрусталя стало приносить значительные доходы. Производство стекла требует высоких температур (до 1000°С), которые можно получить только при большом использовании дров и, соответственно, значительном истреблении леса. Лес, идущий на строительство флота, Петр I рассматривал как стратегический материал и запрещал его рубить под страхом смертной казни. В дополнение к этому вышел указ сената 1747 года о переносе предприятий, размещенных в 200 верстах от Москвы, и в том числе Мальцовский завод в селе Новом под Гжатском. К этому времени Василий Большой уже отошел от дел, поэтому переносом производства занялись его дети — Александр и Аким.

Представляете, какие убытки потерпели промышленники? Закрыть завод, демонтировать, «перевести» крестьян с их скарбом… Но государство было непреклонно: безопасность державы превыше всего, а она невозможна без корабельных лесов. Поэтому частному бизнесу пришлось подвинуться. Александр получает разрешение на перенос завода в село Радутино, расположенное в 500 верстах от Москвы. Аким основывает на реке Гусь при сельце Никулине Владимирского уезда Московской губернии новый хрустальный завод, получивший впоследствии название Гусь-Хрустальный.

После кончины Александра в 1752 году производство стекла и хрусталя продолжила его вдова Евдокия. Она самостоятельно управляла делом более 30 лет.

Для дальнейшего развития производства необходимо было приобретать новые земли и заводы, однако право на покупку недвижимого имущества в то время имели только дворяне. Женщины рода Мальцовых, вспомнив старинную родословную, добились восстановления своих дворянских прав.

Любимцем Марии Васильевны был младший сын Иван Акимович (1774-1853). Именно ему мать решила доверить мальцовское многомиллионное состояние. Он доводит производство продукции Дятьковской фабрики до уровня Гусь-Хрустальной. По совету матери становится пайщиком образованной в 1799 году Российско-американской компании, целью которой была торговля на северо-западном побережье Америки. В 1804 году Мария Васильевна передает ему все свои десять предприятий, и Иван Акимович Мальцов становится полновластным хозяином.

В это время начинается романти-ческая история женитьбы Ива-на Акимовича на Капитолине Михайловне Вышеславцевой. Однажды, гуляя по Юсуповскому саду в Москве, который находился в Большом Харитоньевском переулке, он встретил женщину удивительной красоты. Она также совершала прогулку по саду, ведя за руку мальчика лет шести, смуглого и курчавого, как арапчонок. Это была жена Василия Львовича Пушкина Капитолина Михайловна Вышеславцева, а гуляла она с племянником мужа Александром Пушкиным, в будущем великим поэтом. Иван Акимович Мальцов зачастил к Пушкиным. Он одаривал Капитолину Михайловну хрустальными, гранеными под драгоценные камни флаконами своего производства духами и одеколонами. Мальцов был моложе нее и его ухаживания импонировали ей.

Развод был возможен только при болезни супруга или при доказательстве измены супруга. Поэтому Капитолина Михайловна, узнав, что у Василия Львовича от крепостной девушки Пушкиных Анны Николаевны Ворожейкиной есть дочь Маргарита, добилась письменного признания его в этом и потребовала официального развода. Синод признал Василия Львовича виновным в измене и запретил ему впредь жениться.

В этом же году Капитолина Михайловна вышла замуж за Ивана Акимовича Мальцова. У них родилось трое детей. В 1810 году родился сын Сергей, который и создал «Империю Мальцовых».

Сергей получил хорошее домаш-нее образование и поступил на военную службу в кавалергардский полк. Адъютант принца Ольденбурского вышел в отставку генерал — майором, и в сорок лет вступил во владение обширным семейным хозяйством. С 1850-го по 1860 год этот талантливый организатор увеличил состояние в несколько раз, причем не спекуляциями, а созиданием реальных материальных объектов. Еще в 1820 году его отец, Иван Акимович, купил у Петра Демидова Людиновский железоделательный завод. Уже в 1839 году здесь строится рельсопрокатный завод, на котором в 1841 году выпускаются первые русские рельсы, а позже — первый русский винтовой двигатель для корвета «Воин». «Социальная сфера» находилась в зоне особого внимания промышленника, так как он понимал, что кадры решают все. Еще при крепостном праве на своих заводах он отменил телесные наказания, строил рабочим дома с выделением земли под огород, открывал школы, церкви. Переливающийся, как трон Снежной королевы, хрустальный иконостас Людиновской церкви сгинул в революцию, как Янтарная комната при фашистской оккупации.

Но Крымская война, отмена крепостного права и экономический кризис1863 года дали первые трещины в империи Мальцовых. Масса продукции была не-востребованна. Развитие железнодорожного строительства потребовало большого количества паровозов и вагонов. Правительство обратилось к заводчикам, но на его призыв откликнулся только С. И. Мальцов. Он вложил в реконструкцию производства около 2 млн руб. Качество продуктов было высоким, но заказов он не получил. Министр путей сообщения граф В.А. Бобринский передал заказы за границу. Империя Мальцовых понесла убытки. Сергей Иванович как последнюю меру учредил в 1875 г. промышленно-торговое товарищество. Во время длительной болезни Мальцова и его лечения за границей члены правления еще больше запутали дела. Вокруг мальцовских заводов начались интриги родственников.

(Окончание следует.)