Салон портретов

На Калугу словно волны накатывают выставки художников российского истеблишмента: сначала — визит Зураба Церетели, затем экспозиции Ильи Глазунова, а 28 февраля Александр Шилов лично открыл свою персональную выставку. В Калужском областном художественном музее прошла пресс-конференция, а потом художник почти три часа общался с любителями своего искусства в Калужской областной научной библиотеке им. В.Г. Белинского.

На Калугу словно волны накатывают выставки художников российского истеблишмента: сначала — визит Зураба Церетели, затем экспозиции Ильи Глазунова, а 28 февраля Александр Шилов лично открыл свою персональную выставку. В Калужском областном художественном музее прошла пресс-конференция, а потом художник почти три часа общался с любителями своего искусства в Калужской областной научной библиотеке им. В.Г. Белинского.

Широкая известность пришла к художнику после публикации в миллионных «перестроечных» тиражах журнала «Огонек» его парадных портретов. На них люди были «как живые», но только лучше. Александр Максович интуитивно усвоил мудрость Оскара Уайльда: «Ненависть нашего века к реализму — это ярость Калибана, увидевшего себя в зеркале». Женщины-художники — прекрасные дамы без следов бессонницы, политики — мужи отечества, исполненные римской доблести, артисты — жрецы искусства, нищие — артисты духа. «Тьмы низких истин нам дороже нас возвышающий обман» — зрители согласились с Александром Сергеевичем, заполнив выставочный зал в воскресный день. На фанатов Александра Шилова рассчитан лоток коробейника со значками, зеркалами, записными книжками с репродукциями автопортрета и других работ художника.

Жанр парадного портрета существовал всегда, и художник при его написании находится между Сциллой реальной личности, отраженной на лице, и Харибдой желания заказчика внешне соответствовать культурным нормам своей эпохи. В русской живописной школе бездна блистательных примеров решения этой задачи на пять баллов — от Рокотова до Брюллова.

Александр Шилов начал рисовать с тринадцати лет, затем окончил Московский художественный институт имени В. Сурикова. В 34 года Александр Максович стал лауреатом премии Ленинского комсомола, в 42 года — народным художникам СССР. Но шумный успех пришел к нему в новое время: к его картинной галерее в центре Москвы в 90-е годы выстраивались километровые очереди. В 1992 году один из астероидов Солнечной системы назван именем Шилова, в 2001 году мастер избран действительным членом Академии художеств России, не счесть всех его орденов и наград разных стран.

В 1996 году Александр Шилов передал в дар государству коллекцию из 355 произведений. Правительство Москвы при поддержке Госдумы сразу выделило под нее особняк постройки 1829 года, возведенный по проекту известного архитектора Е.Д. Тюрина. Художник плодотворно работает, и на сегодня в его галерее уже 940 работ — понадобилось сделать масштабную пристройку.

В Галерее А. Шилова, что рядом с Кремлем, бьет ключом культурная жизнь. Проходят «Встречи и портреты», на которых выступают герои произведений — участники Великой Отечественной войны, деятели культуры, по субботам проходят концерты камерной вокальной и инструментальной музыки, во множестве представлена сувенирная продукция с репродукциями картин.

Портретируемые нередко выступают с сольными концертами и творческими вечерами «Звезды в гостях у А. Шилова».

Высокий уровень признания заслуг художника документально представлен в Калужском художественном музее: вход на выставку предваряют фотографии автора с В. Путиным, А. Лукашенко, Р. Назарбаевым.

В двух залах экспозиции из разных рам смотрят на нас артисты, нищие, дамы, монахи, политики. Особенно интересно рассматривать портреты людей, которых видел лично или хотя бы по телевизору, — тогда методика художника «снимает вуаль».

Вот невеста «Перед венчанием» оглянулась от иконы Богородицы, и бабушка благословляет внучку. Вот безымянный артист со следами вредных привычек на лице — герой картины «Судьбы людские». В руке аутсайдера — горящая сигарета — фирменный знак художника, жаркими огоньками придающая подлинность работе. Вот знаменитый портрет дочери в голубых мехах: «Юная москвичка. Маша Шилова» на фоне речной панорамы и Большого Кремлевского дворца. «Лето (Алена Григорьева)» — не женский портрет, а просто разомлевшая на солнце «красная клубничка». Полина Серова тонет в волнах голубого атласа. А вот финал светской жизни — «В театре» пожилая дама в шляпе с вуалью, в мехах — и она сама, и предметы — памятники минувшего времени.

Художник стремится запечатлеть «уходящую натуру» — героев мировой войны. Вот «Ветеран Черноморского флота В.А. Стратонович»: матросская форма, наградные колодки, борода и кустистые брови «морского волка», глаза цвета волны. Участник военного парада 7 ноября 1941 года В.С. Чумаков — словно герой русских народных сказок, и черта перехитрит, и кашу из топора сварит. А за спиной — политое его кровью поле, которое, увы, сегодня не возделано…

«Пулеметчику П.П. Шорину» так и не досталось инвалидной коляски, он передвигается на доске с колесиками, отталкиваясь от асфальта палочками.

Женщины-героини: и блокадница, и прожектористка, участница Курской битвы, показаны на фоне своего немудреного быта в воротничках и платочках 40-х годов. Фаворитка А. Шилова — скрипка. Вот цыган в седых локонах прижимает к сердцу, как ребенка, футляр с подругой и кормилицей («Судьба скрипача»), «Игумен Зиновий», оторвавшись от рукописи, предался музицированию. «Дай Бог вам здоровьица» — говорит одноногий инвалид с паперти храма. На коленях — кепка с медяками милостыни, на ступени аккуратно подстелена газета с крупным названием нашей страны.

С галереей портретов известных и безвестных современников можно ознакомиться до конца марта, сравнить их с лицами прохожих. «Что-то да значит лицо человеческое», — подозревал Ф. Достоевский, а О. Уайльд в «Портрете Дориана Грея» жестоко подметил, как необратимо деформируется лицо с каждым поступком, проступком, преступлением. Лица — страницы книги времени, и А.Шилов предложил нам свой вариант их расшифровки.

Теперь остается ждать интерпретации мира от Никаса Сафронова.