«Цветень»: красота функциональности

Декоративно —  прикладное искусство представили несколько десятков художников на третьей областной выставке «Цветень». Центральный выставочный зал Калуги наполнился разнообразными объектами, предназначенными для украшения быта. В эпоху культуры, когда все вещи делались руками ремесленников, любая из них была уникальна и соразмерна человеку.

Декоративно —  прикладное искусство представили несколько десятков художников на третьей областной выставке «Цветень». Центральный выставочный зал Калуги наполнился разнообразными объектами, предназначенными для украшения быта. В эпоху культуры, когда все вещи делались руками ремесленников, любая из них была уникальна и соразмерна человеку.

Пройдитесь по городу, посмотри-те на петли, держащие ставни на сохранившихся деревянных домах. Вот петля «сердечком», выкованная безымянным кузнецом Николаевской поры. А вот безликая штамповка индустриальной эпохи. Так и хочется прикрыть ее декоративной накладкой! Когда наступило время массового производства, эстетика сказала «прощай» предмету потребления. Неразрывны они только там, где материала касаются руки человека. Тем более профессионального художника.

Упражнения с ритмической организацией однородных предметов мастер-ски выполняли еще древние японцы. «Натюрморт» Е. Карасевой предлагает рассмотреть разнофактурные, разноцветные бутылки. Их маленькая группа подобна модели семьи, где более высокие отец и мать окружены детьми.

Е. Стопаров представил…. бар из серии «Зоопарк»: як поднимает хвостик — сними крышку, хозяин!  Внутри аперитив, а не дикая плоть мощного зверя. С. Пилипекин сделал бар в форме «Северного оленя». На фоне этих брутальных деревянных изделий композиция Е. Карасевой «Осень» выглядит трогательно-женственно. Художница соединила идею китайского фонарика и скульптуры. На проволочный каркас наклеена бумага, внутри вставлены лампочки. И вот лисенок нюхает сочный воздух под дубом, а сквозь них просвечивают палые листья.

П. Алексперов в вазе «Зима» дал историю морозов и оттепелей — как годовые кольца чередуются слои ледяного зеленоватого наста и белого снега. Богато представлен на выставке батик. Роспись на ткани, зародившаяся в Индонезии, стала популярным во всем мире искусством и приемом исполнения дизайнерской одежды.

А. Мосина в работе «Калуга — судьба моя» признается городу в любви. Тут и Каменный мост, и Пушкин, и Влюбленные и Расставшиеся, и голуби, несущие газовое покрывало, и золотые купола лип над церквями.

Здесь счастье поселилось, утвер-ждает художница работой, где синяя птица приземлилась на нашу землю. А. Шарапова видит «Старый город» мозаикой мостовой, остатки которой еще можно увидеть во дворике краеведческого музея. «Осенний букет» Т. Таненковой — последний фейерверк земли, в котором она собрала физалисы, соплодия гигантского лука, календулу. Е. Калашникова дает всем желающим «Счастья ключи». Ее расписной шелк показывает механику хитрых старинных замков.

Тарусская вышивка А. Демченковой продолжает искусство тех незапамятных истоков, когда наши предки еще питались мамонтами. Кресто- и рыбовидные узоры — естественная структура дентина бивней этого зверя, подателя благополучия. Она перекочевала на украшение одежды, в том числе путем вышивки. Наволочка, полотенце-энциклопедия древних образов, создана старейшим художником, передавшим мастерство своей дочери А. Бюхиной.

Ручное творчество, гобелены так и хочется потрогать, даже заку-таться в них. В. Козаневич «вырастила» для посетителей выставки «Райские яблочки» из лоскутков печворк, и вот уже дерево познания добра и зла украсилось опасными плодами. «Зимняя ярмарка» В. Москалевой манит карамельными лошадками, птичками, которых положено купить и выпустить на волю, чтобы пригласить весну. Гобелен И. Полежаевой «Клоун» без всякого намека на фигуративность создает ощущение душевного тепла и радости. Блюдо Г. Гусляковой из серии «Осенних листьев шорох» — портрет полуголой рощицы, которую покидает последняя птица.

Как всегда, одна из заметных тем на выставке — «Космос». М. Мантулин представил космический букет и пофантазировал на тему «Прибытие». Поистине нация — это религия 21-го века! И изображение еще не виданных никем порождений — как алтари невиданным богам. М. Власова соединила макро- и мегамир в батике «Человек. Земля. Вселенная». Люди на нем обрели совершенные тела и свободно путешествуют в космосе. «Окрыленный» М. Гусевой парит благодаря доброте. Войлочная кукла готова оттолкнуть землю ноготком — так легка душа персонажа.

Работы художников Калуги, Малоярославца, Тарусы, Боровска, Мятлева, Обнинска, Мосальска можно будет рассмотреть в свободном доступе до 14 марта.