Влюблённые в рок-н-ролл

«Как я влюбился в рок-н-ролл». Этим названием нового спектакля его авторы Захар Машненков и Денис Юшечкин отмели все инсинуации о смерти названного музыкального направления. Происходившее в культурно-развлекательном центре «Орион» ДК КТЗ 16 февраля на поминки не походило. «Как я влюбился в рок-н-ролл». Этим названием нового спектакля его авторы Захар Машненков и Денис Юшечкин отмели все инсинуации о смерти названного музыкального направления. Происходившее в культурно-развлекательном центре «Орион» ДК КТЗ 16 февраля на поминки не походило.

Об истоках успеха мы подробно побеседовали с одним из создателей то ли рок-мюзикла, то ли рок-драмы Захаром МАШНЕНКОВЫМ.

— Для вас музыкальная составляющая в театре по-серьезному началась с «Лодки»?

— Да. И вообще, мы — ученики Плетнева, и с первых дней, даже когда учились, мы говорили на одном языке — он понимал нас, а мы — его.

— Как родилась идея «Солнца…» и как вы пришли в спектакль?

— Идея возникла давно. Однажды Григория Бирюлина, который работал в радиоцехе, послали в командировку в Москву для приобретения аппаратуры. Он поехал с немалыми казенными деньгами и все их прогулял. Вернулся он с единственной брошюрой — «Дом солнца» Гарика Сукачева и Ивана Охлобыстина, и с повинной головой. Плетнев его защитил, не выгнал.

Есть вампиловская пьеса, из которой потом получился «Дом Солнца», но Сукачев и Охлобыстин не заимствовали сюжет, а написали его «с жизни». Мы показывали спектакль в зале РАМТ, и Сукачеву постановка искренне понравилась, он отметил высокий уровень исполнения музыкальных фрагментов. А я взял бас-гитару в руки только при подготовке этого проекта!  

— Чем принципиально отличается от этого спектакля то, что вы показали на сцене «Ориона»?

— Два отделения спектакля — это новеллы. В первом отделении показана советская Россия, эволюция парня, который впервые взял в руки гитару во дворе на лавке: «Настя, подари мне счастье». Потом парень постепенно растет, возникают песни Егора Летова «Все идет по плану», «Алюминиевые огурцы» Виктора Цоя, «Что такое осень» Юрия Шевчука — абсолютные хиты. Это не пьеса, а прямой рассказ о себе от первого лица — меня и Саши Трифонова. У каждого сидящего в зале были в детстве во дворе такие люди. Как писал Чиж, «в каморке, что за актовым залом, репетирует школьный ансамбль» — у каждого он был свой.

Первое отделение окончилось смотром художественной самодеятельности, запели Юрия Антонова. Второе отделение — это наше время.

— И кем эти люди стали?

— Вот в этом-то все и дело. Один стал бизнесменом и барыгой, стал продавать и обманывать, второй ушел в монастырь, третий спился. Они ждали от жизни чего-то большого, гламурного, денег… Звучат «Дип Пепл», «Лед Зеппелин», композиции из «Дома Солнца». Это жесткое, грустное, лишенное романтики повествование, как в жизни и происходит.

— Любая певица, которая рискует петь Кармен, понимает, что ее будут сравнивать с Каллас. Но хорошо выученное, талантливое исполнение имеет смысл даже на фоне гениального. Такова структура музыкального материала. Другое дело — песни Сукачева. Вы не боялись сравнения?

— Мы защищены, потому что «Дом Солнца» и наш новый спектакль — это не концерт. Песни нанизаны на драматургию воспоминаний артистов и зрителей. Это некий рассказ. Мы с Денисом Юшечкиным — авторы текста и подбора песен. И пытались заразить идеей музыкантов — Сергея Шафраненко, Дмитрия Винокурова, Григория Бирюлина, Руслана Моисеева, Сергея Путницева. Александр Плетнев — наш идейный вдохновитель, помог на самом последнем этапе, но мы не дали «утащить» нас в материал 70-х. Нам серьезно помог Олег Акимов с организационными вопросами…

Судя по бурной реакции зрителей, они не сравнивали спектакль с аутентичным исполнением, а просто плыли по волнам ностальгии. Музыкальный руководитель Калужской драмы Сергей ШАФРАНЕНКО сказал о новом и старом, первичном и вторичном в искусстве:

— Если человек начинает себя с кем-то сравнивать — он пропал. Нужно просто воспринимать жизнь и пытаться ее выразить. Помню последний кадр документального фильма о Рихтере, когда этот пианист, взрослый и серьезный человек, великолепный медиум, проводник от композитора к слушателю, старающийся не добавлять от себя, сказал: «Я собой недоволен». Это была правда, не рисовка. Единицам удалось сказать что-то новое. И хорошо ли оно, это новое?..

…Подлинность чувств, пульс любви, бьющейся в постановке, вот весенняя новизна спектакля, принятая зрителями.