Вечное движение

Мы приходим в музей, смотрим на картину, и жители Помпеи вечно бегут от лавы. «Давид» Микеланджело не бросает камень в Голиафа. А вот в галерее Калужского Дома музыки — событие. Картины и скульптуры меняются прямо на глазах, подмигивают, звонят и даже играют музыку. Что это?

Мы приходим в музей, смотрим на картину, и жители Помпеи вечно бегут от лавы. «Давид» Микеланджело не бросает камень в Голиафа. А вот в галерее Калужского Дома музыки — событие. Картины и скульптуры меняются прямо на глазах, подмигивают, звонят и даже играют музыку. Что это?

Конечно, питерский художник Виктор Григорьев — не первооткрыватель кинетического искусства. Ввел движение в абстрактные скульптуры американец Александр Колдер в 30-е годы XX века. Еще раньше, в 20-е, Ласло Мохой-Надь разработал «светопространственный модулятор» из металла, приводимый в движение мотором.

«Дух нашего времени, или Механическая голова», созданная Раулем Хаусманом в 1919 году, — сложная конструкция из дерева, металла, рога, кожи крокодила. Здесь техника коллажа расширилась до уровня скульптуры. Наверное, самые изящные мобили (движущиеся скульптуры) ваял родившийся в соседнем Брянске и трудившийся на Западе Наум Габо.

Наследие конструктивистов и движение «баухауз» расцвело пышным цветом. Чего стоит «Третья рука» Стелларка — художник пристегивал протез, движения которого контролировались сокращением мускулов его ног. И рисовал тремя руками!

В современном искусстве чудес много, и экспозиция, представленная Виктором Григорьевым, — его органическая часть, а отнюдь не курьезы. Сам художник-конструктор так говорит о процессе творчества: «Чаще сначала появляется схема. Я пристраиваю это колесико к другому, тут рычажок, там противовес. Когда все это начинает двигаться, жить, возникает образ. А иногда бывает наоборот, но реже». Образы самые диковинные и красивые — летящие единороги, ныряющие ихтиандры, бородатые дирижабли…

Из какого сора выросли эти цветы? Пятилетнему Вите подарили будильник. Ребенок его, конечно же, разобрал на бесконечное множество деталек и начал комбинировать. Получилось не только интересно, но и красиво. Движущиеся картины и скульптуры Виктора Григорьева их автор назвал объектами арт-механики. Привет тебе, курехинская «Поп-механика»! И вот уже бегут по Питеру поросенок с подарком в копытцах и огромный Дед Мороз, внутри которого кружатся елки, снежинки, шары…

Сейчас в мастерской художника новое творение — светильник-воздушный шар, в корзине которого сидит Винни Пух, а вокруг него кружат пчелы.

Поразительные работы, представленные на экспозиции в Доме музыки, могут украсить любой музей мировых столиц. И украшают — в России, США, Испании, Германии, Франции, Австрии, Финляндии, Арабских Эмиратах.

Где учат на волшебников? Виктор закончил Санкт-Петербургскую академию театрального искусства, с 1994 года — член Союза художников России. Художник театра и кино, он востребован на широчайшем поле деятельности, взрастив на нем весомые плоды. Виктор Григорьев поставил более тридцати спектаклей, несколько кинофильмов, карнавалы и городские праздники, оформлял интерьерные композиции, витрины музеев, театров (Большой театр кукол и Музей игрушек в Петербурге).

Изысканные, трогательные, но и пугающие работы художника напомнили героя фильма Олега Типцова «Господин Оформитель». Синтез конструктивистской подкладки и тонкости выделки роскоши арт-нуво принесли художнику град наград в отечестве и в Европе. Золотые и серебряные медали на выставках авторской художественной куклы, номинацию «Художник, создающий шедевры» на международном салоне кукол, дипплом «За вклад в отечественную культуру» Междунаролдной федерации художников, премии за спектакли, гран-при на «Карнавалах», «бриллиантовое яблоко» конкурса Dollart.

Обязательно возьмите на выставку детей! Добрый смотритель покрутит ручку механизма, как в детстве вы заводили машинку, и экспонаты оживут в символическом танце. Вот «Денежное дерево» — положишь на латунную ладонь монетку, и мельница счастья закружится бабочками и пропеллером, да еще электростатические разряды засверкают.

«Ихтиандрушка» играет с золотой рыбкой, «Стимпанк Икар» все-таки сумел взлететь, Матильда Кшесинская изображает Одетту, а Злой Гений грозит ей крылом из-за декораций Мариинского театра.

Экспозиция — как то самое Лукоморье, где «русалка на ветвях сидит». С противоположной стены на эти чудеса смотрит пятилетняя Уля, чьи яркие, трепетные портреты представил ее отец, художник Владимир Груздов. Первые опыты самой юной творческой единицы тоже показаны. Они повествуют об изучении его окружающего мира — тропинках, маме, папе, кошке. По всем законам науки и философии такое соседство портретов Ули с шедеврами кинетического искусства разовьет ее ум и воображение до небывалых размеров. Ведь не выдумали же ученые ноосферу, сферу разума.

Феерическая выставка, конструктор реальности и души, готова открыть вас свои детские секреты. Спешите!