И наступил рассвет…

Увы, от этого уйти не удалось. Поначалу оба сравнивали его с сыном. И сравнение это зачастую было не в пользу Илюши. В школе у него посыпались тройки и двойки, особенно по поведению. Учительница постоянно жаловалась: то он розетку ногой долбанул, то одноклассника портфелем по голове стукнул. Гулять мог уйти на целый день, забыв про обед. Родители отыскивали его на улице и приводили домой, где ему не очень комфортно было, непривычно. Он не сразу вписался в новые условия. Увы, от этого уйти не удалось. Поначалу оба сравнивали его с сыном. И сравнение это зачастую было не в пользу Илюши. В школе у него посыпались тройки и двойки, особенно по поведению. Учительница постоянно жаловалась: то он розетку ногой долбанул, то одноклассника портфелем по голове стукнул. Гулять мог уйти на целый день, забыв про обед. Родители отыскивали его на улице и приводили домой, где ему не очень комфортно было, непривычно. Он не сразу вписался в новые условия.

— Это все пройдет, — подбадривали себя супруги, — все встанет по своим местам, мальчик ведь хороший, ему привыкнуть надо. Зато как переменилась с его появлением их жизнь. Они теперь не имели права раскисать и находиться в вечном унынии, Илюшку на ноги ставить нужно, проблемами его заниматься, себя настраивать на позитив.

В общем-то так оно все и складывалось. Черная страшная ночь постепенно раздвигала границы, в их доме наконец-то забрезжил рассвет.

Илюшкины уроки, которые учили все вместе, выполняя задания по математике, русскому языку, чтению, привитие ему гигиенических умений и навыков, контроль за распорядком дня, за тем, с кем он дружит, что его интересует и т.д., не давали расслабляться.

Скоро мальчик повел себя так, будто доказывал: вы не напрасно меня взяли, еще будете мною гордиться. И вот уже в школе к нему перестали предъявлять претензии, заметно подтянулся в учебе, а на родительских собраниях Лидия Ивановна сидела с высоко поднятой головой. Илюшу хвалили за усидчивость и способности, за умение дружить.

— Вот смотрите, сколько у него грамот и дипломов, благодарственных писем за успехи в учебе, победы в предметных олимпиадах и конкурсах, — достает она из шкафа целую кипу наград. — До шестого класса он круглым отличником был.

— А сейчас они меня за четверки ругают, представляете? — не отрываясь от компьютера, вставляет свое слово Илья. — Хотят, чтобы в 9-м классе я на одни пятерки учился. Ничего себе заявочки.

— Ну ты же можешь, — не соглашается с сыном Лидия Ивановна.

— Значит, не могу, — не уступает Илья.

— Вот спорить он мастер. Никогда его не переспоришь, — включается в разговор папа.

— Стало быть, у тебя аргументов нет, чтобы меня переспорить.

— Тут ты, наверное, прав, — сдается Владимир Михайлович.

— Не наверное, а точно, — смеется Илья. Но в его голосе совершенно отсутствует чувство превосходства. Разговор идет в мирном, дружелюбном русле. Никто никого не стремится обидеть.

Лучшее качество Ильи — доброта, и хотя часто бывает серьезен и задумчив, по натуре он человек светлый. Об этом говорят и его рисунки, что рисовал, отдыхая на море. В них много света, солнца, простора. Любит радовать других, поддерживает в трудную минуту своих приятелей. Их у него много: и в школе, и в оркестре духовых инструментов, где он играет с 4-го класса. Оркестранты — разные, есть молодые и те, что в дедушки Илье годятся. Но ему с ними интересно, музыка увлекает. Сейчас парню хочется купить гитару. Но семейный бюджет пока не позволяет.

— Выкрутимся, купим, может быть, даже к Новому году, — обещает Владимир Михайлович. — Я же только из-за Ильи продолжаю работать, можно было бы уже и отдыхать, да прорех у нас много. Водопровод в дом решили весной провести, Илье образование нужно дать. Так что об отдыхе говорить пока рано.

Летом с друзьями Илья пробовал подзаработать в лесхозе. Но попытка не увенчалась успехом. Работа нелегкая, а платили подросткам копейки.

На семейном совете решили, что дома в огороде от него гораздо больше пользы будет. Поливал, пропалывал морковку, свеклу, помидоры с огурцами. Окучивал картошку. Делает он все аккуратно, опрятно, даже с некоторой педантичностью, будь то грядки или любое другое дело в доме. Любит, чтобы одежда была сложена в аккуратные стопочки и убрана в шкаф, а на столе царил идеальный порядок, чтобы все книжки на полках были выстроены в ряд. Кстати, книг в доме много. Читают и папа, и сын. Илье нравятся фантастика и исторические произведения. Недаром в олимпиадах по истории, впрочем, как и по географии, биологии, он — непременный победитель.

Родители им довольны, он не огорчает их, старается радовать.

— Не ляжет спать, прежде чем не пожелает спокойной ночи, не поцелует меня, — делится Лидия Ивановна. — Ценит теплое отношение к себе. Ходит со мной в церковь, исповедуется, причащается. Хороший парень. И те соседи, что возмущались когда-то по поводу того, что мы, дескать, уже старые, взяли на воспитание маленького ребенка, теперь говорят нам: «Повезло вам с Илюшей — сознательный, добрый, трудолюбивый». Еще бы не повезло…

Только вот переживают Мищерины, что сын до сих пор не определился с выбором жизненного пути. Мечется из стороны в сторону и не знает, кем хочет стать. Знай твердит: сейчас главное — школу хорошо закончить. А выпускной ведь не за горами.

От всех домашних забот родители готовы Илью освободить: учись! Иначе в жизни не пробиться. Они считают, что сын больше, чем нужно, сидит за компьютером, телефон из рук не выпускает.

— Молодежь сейчас вся такая, — успокаиваю, — не переживайте вы так. Лучше скажите, чего вам пожелать?

— Здоровья и сил побольше, чтоб Илюшу в люди вывести, — с готовностью отвечает Лидия Ивановна. — Дом этот отец на него собирается подписать, хотя родственники недовольны. Но это не их дело. И пусть наш Илюша образование достойное получит, семью хорошую создаст, а нас внуками порадует, ведь нам уже скоро семьдесят, так хочется с малышами понянчиться.