Зимняя сказка барокко

Как отметил руководитель концертного агентства «Ангажемент» Олег Акимов, его декабрьский фестиваль каждый год предлагает меломанам разные отборные деликатесы: то джаз, то фламенко. В этом году декабрь вторил искристым снегом трем уникальным манифестациям барокко.

Как отметил руководитель концертного агентства «Ангажемент» Олег Акимов, его декабрьский фестиваль каждый год предлагает меломанам разные отборные деликатесы: то джаз, то фламенко. В этом году декабрь вторил искристым снегом трем уникальным манифестациям барокко.

Член жюри конкурса «Голос», оперный рокер Градский, представляя дуэт контратеноров, справедливо заявил: «Это происходит впервые в истории музыки». Что бы сказал Александр Борисович, услышав на калужских концертах контратеноров Олега Безинских и Рустама Яваева? Этот уникальный тембр мужского голоса впервые был назван в композициях Филиппа де Витри. С 14-го по 17-й век он воплощал голоса ангелов и античных богов. Всего на планете концертирующих артистов с этим диапазоном не бывает больше 30-35 человек.

Третьего и девятого декабря в Концертном зале областной филармонии царило барокко. С возникновением стиля в 16-м веке музыка впервые полно показала свои возможности углубленного и многостороннего воплощения мира душевных переживаний.  

Так и было 3 декабря, когда сопрано из Испании Констанция Леон под прозрачный аккомпанемент Ирины Оржеховской пела циклы Мануэля де Фальи, Хоакина Турина, Хоакина Родриго — наивысшие достижения современной испанской композиторской школы. Они идут от творчества менестрелей, народных романсов, музыки эпохи Сервантеса. Импрессионизм романтизма любовных мадригалов, усиленный элегантным грудным резонансом, казалось, летел в зал из космического декольте алого платья солистки. Констанция Леон закончила Тринити колледж Оксфорда и Мадридскую консерваторию. Широко гастролирует по Европе с камерными концертами, солирует в оперных постановках.

Фортепиано Ирины Оржеховской, концертмейстера оперы в Московском академическом театре им. Станиславского и Немировича-Данченко, было и ярко, и тактично. Наш «стейнвей» показал все свои возможности в полутонах настроений и чувств.

Джованни Баттиста Драги по прозвищу Перголези создал шедевр Stabat Mater в 1735 году, а калужане все ладони обили в овациях, подтвердив его актуальность. Муки Богородицы, стоящей у креста распятия своего сына, в барочным осмыслении были напоены верой в его воскресение.

Калужский муниципальный камерный оркестр под управлением Александра Левина, положил в копилку своего опыта эту новую жемчужину. Музыканты были равноправными партнерами уникального дуэта Констанции Леон и Олега Безинских.

Олег родился в безвестном городке под Самарой. Голосовой диапазон более трех октав привел его сначала в ЛГИТМИК, затем — в Санкт-Петербургскую консерваторию. Поныне он — первый и единственный выпускник-контратенор за всю историю СПК. Галина Вишневская назвала Олега русским чудом, а пугающе совершенная вокалистка Има Сумак высоко оценила пение Олега и позволила исполнять любые композиции из своего репертуара.

lematis — так зовут роскошный садовый плетистый цветок и ансамбль барочной музыки из Бельгии. Судя по реакции зала, он накрепко овился вокруг калужских сердец 8 декабря. Руководитель ансамбля, клавесинист Леонардо Гарсиа Аларкон и сопрано Мариана Флорес родом из Аргентины, но программа рождественской музыки Фламандии, Англии и Италии им так же близка, как европейцам.

Ансамбль не ограничивается исполнением хитов, а выискивает забытые партитуры. Рукописи не горят! Ансамбль стоит у истоков воссоздания оперы Джузеппе Дзампони, активно сотрудничает с европейскими музыковедами. Стефания де Файи (скрипка), Джироламо Ботильери (скрипка), Андреа де Карло (басовая виола), Квито Гато (торба) аутентичным звуком воссоздали трепет ушедшей эпохи.