Преданья старины глубокой

Во время оно в краеведческих музеях страны было модно демонстрировать лучину и электролампу как образ преодоленной отсталости и торжествующего прогресса. Да, при лампе писать светлее, в туфлях удобнее, чем  в лаптях, утюгом гладить удобнее, чем вальком.  Так в чем же прелесть предметов народного быта?

Во время оно в краеведческих музеях страны было модно демонстрировать лучину и электролампу как образ преодоленной отсталости и торжествующего прогресса. Да, при лампе писать светлее, в туфлях удобнее, чем  в лаптях, утюгом гладить удобнее, чем вальком.  Так в чем же прелесть предметов народного быта?

В чем смысл двадцатилетнего существования Дома мастеров, что узорится кружевом резьбы в тихом Григоровом переулке Калуги? Само здание — достояние истории. Оно было построено в середине 19-го века, и с 1883 года принадлежало В.Д. Волконскому. В начале двадцатого века его приобрели ольнинские купцы Слесаревы и отделали в модном тогда псевдорусском стиле. Дом был перестроен, украсился резьбой, светелка обросла круглой «бочкой-кокошником».

В 1920 году собственность купцов была конфискована и стала коммунальным жильем. Январь 1991 года принес строению статус клуба-музея, а после ремонта 29 декабря 1992 года была открыта музейная экспозиция народных промыслов. Само здание — образец городской архитектуры, и является памятником истории и культуры республиканского значения.

В основу экспозиции легла коллекция предметов народного искусства Калужского края, собранная в 60-80-е годы краеведом В. Раковым. В «Горнице», своеобразном салоне русской избы, проводят часто сменяющиеся выставки современных мастеров и их мастер-классы. Там можно научиться бисероплетению, вышиванию и даже гончарному делу под руководством опытных умельцев.

Зал «Керамика» показывает глиняную посуду, цветные глазурованные изразцы, разнообразные глиняные игрушки. Особая его слава — сохранившая свою архаику хлудневская игрушка.

Зал «Дерево» знакомит с поделками бондарей, санями, телегой, самопрялками, резными пряничными досками. Зал «Плетение» наводнен лаптями и корзинами, укладками и колыбельками из лозы и лыка.  

Актуальные экспонаты зала «Ткани» заинтересуют модниц. Дорожки, на которых яркие и мрачные полоски чередуются, как лето и зима, радость и горе, ткут в самом музее! С кружев свисают гроздья коклюшек — сейчас войдет синеокая мастерица и продолжит плести свой наряд.

Особая гордость музея — народный коллектив, ансамбль «Калужская тальянка». Со дня основания  в 1987 году он собирает музыкальный жемчуг угасающих песен деревни, гастролирует по России, стал лауреатом фестиваля «Играй, гармонь!». Его бессменный руководитель — заслуженный работник культуры России Владимир Раков.

Все предметы быта, все песни старины несут пытливому уму и пристрастному чувству дух ушедших предков, эманацию их веры. Вот ромбики с точками на свадебной юбке-паневе — этот символ засеянной земли молодка носила в первый год замужества. Ромбы в резьбе, в вышивке изображают — вы не поверите! — структуру дентина мамонтовых бивней! Этот палеолитический орнамент символизирует источник сытости и самой жизни того времени — мамонта. От последних живых мамонтов Восточной Европы до русских крестьян 19-го века прошло около 240 поколений, а для Сибири — около 150.  И память искусства сохранила их символы.  Рельефные ящеры — память о потопе после таяния ледников всего-то 12 тысяч лет назад. Потом наступила пора большой охоты на лосей и оленей — их не счесть на вышивках рубах. По свидетельству исследователей, в Калужской губернии еще на рубеже 19-20-го веков молодые крестьянки носили на голове кички с двумя огромными, до 70-80 см, рогами, скрученными из холста. Это — память о небесных оленях каменного века — источниках благоденствия.

Ведущий специалист по декоративно-прикладному искусству областного центра народного творчества Владимир Востриков рассказал нам о целях и перспективах «Дома мастеров»: «Цель существования подобных музеев — пропаганда народной культуры. Музей посещается всеми возрастами и социальными группами калужан, и они видят произведения мастеров своего края. Вторая задача — сбор и хранение экспонатов для того, чтобы все желающие могли наследовать, описать их, продвигая науку. Третья цель — популяризация народного творчества через массовые, динамичные формы работы.

В честь двадцатилетия хочется пожелать коллективу сохранить фонд, сделать акцент на творчестве современных мастеров. Ведь они продолжают традиционные промыслы, через них мы можем проследить связь поколений.

Во-вторых, пожелаем сохранить как главный вектор работы связь с носителями традиционных ремесел. Это — ценно и актуально».

Солнце светит над «Домом мастеров» в любую погоду — оно изображено под его «громовым коньком». Теплота рук людей, создавших «умные вещи», согреет вас в век пластмассы, если вы посетите светлицы музея.