Без конфликта

Помогает ли критика добиться желаемого? Ответ на этот вопрос не так очевиден. Представьте себе: вы высказали все, что думаете о работе другого человека, подтвердив все замечания фактами. Какая реакция последует?  Вас выслушали и начали обороняться или оправдываться. Вы возмущены — почему просто не исправить недочеты? Помогает ли критика добиться желаемого? Ответ на этот вопрос не так очевиден. Представьте себе: вы высказали все, что думаете о работе другого человека, подтвердив все замечания фактами. Какая реакция последует?  Вас выслушали и начали обороняться или оправдываться. Вы возмущены — почему просто не исправить недочеты?

Психологи говорят: даже если критика справедлива, она ранит чувство собственного достоинства, поэтому не приносит результатов. Ведь задета гордость, а это ведет к обиде и конфликту. Как бы правы вы ни были, человек будет искать возможность сделать замечание критикующему. Так что же делать, копить замечания, нервничать из-за чужих ошибок и ничего вслух не высказывать? Разумеется, нет. Говорить нужно, важно знать как. 

Если вы хотите изменить что-либо во взаимоотношениях с людьми или в самом человеке, то начинайте разговор с признания его достоинств, с похвалы, а потом сделайте замечание. Но старайтесь сделать это не прямо, а замаскированно. Прямое замечание воспринимается как вызов, укор и вызывает раздражение. Иначе говоря, расскажите о том, как вы попали в похожую неприятную ситуацию и как вышли из нее. Позже можно сказать, что вы попробуете выйти из нее вместе. Благодаря такой политике вы сможете разобраться в случившемся. Задайте своему собеседнику ряд вопросов, но не приказывая. Скажите, что это поможет сохранить престиж. Уверьте, что вы хотите разрешить ситуацию таким образом, чтобы рейтинг ни у кого не понизился. Выскажите свои предложения и попросите комментарии собеседников. Если вы утвердились в плане действия, то начинайте.

И еще один важный момент: если человек достигает успеха, высказывайте свое одобрение, делайте это искренне и щедро. Если же вы будете замечать исключительно промахи, то желание работать у человека пропадет. Тот, кого попрекают и критикуют, теряет уверенность в себе и выполняет работу спустя рукава. Но если такому человеку оказывают доверие и делают это при других, то он старается выполнить работу аккуратно и достойно.

«Худой мир лучше доброй ссоры». Если конфликт все же произошел, старайтесь его не затягивать. Во время длительного конфликта или ссоры негативные эмоции копятся, а диалога не происходит. Сделайте первый шаг, но готовьте себя к любой реакции. Могут быть сказаны общие слова или извинения, человек может защищаться или растеряться и т. д. В любой ситуации необходимо помнить, что мы живем среди людей, которые подвержены эмоциям и действуют нелогично. Но, скорее всего, если вы будете держаться открыто и искренне, разговаривать дружелюбно и честно, «буря» быстро пройдет и наступит примирение.