Новое золото древних икон

Скоро воссияет в первозданном блеске иконостас Троицкого собора. Опытные мастера по благословению митрополита Калужского и Боровского Климента занялись его золочением.

Скоро воссияет в первозданном блеске иконостас Троицкого собора. Опытные мастера по благословению митрополита Калужского и Боровского Климента занялись его золочением.

Напомним нашим читателям, что собор начал строиться еще в 1786 году по проекту архитектора Ивана Ясныгина. Он дерзко спроектировал и создал первый в России без-опорный купол с внутренним диаметром 16,75 метра. Иконостас этого грандиозного храма разделил все муки России в борьбе с армиями Наполеона. Он создан по рисунку гениального Михаила Казакова. К осени 1812 года сооружение было готово, но сгорело вместе с Москвой, в которой изготавливалась мастером Дмитриевым. После окончания войны тот же умелец производил работы по воссозданию иконостаса уже в Калуге. В 1814 году золотое чудо было установлено в соборе. Но работы по его завершению продолжались, и только в 1815 году на них было израсходовано 8475 рублей ассигнациями. В 1818 году отделку окончили, и 10 апреля 1819 года собор был освящен.

В соборе в разное время устраивались зверинец, Дом обороны, кинотеатр, выставки кошек, цветов и технического творчества. В 1991 году он был передан Калужской епархии, начался трудный период восстановления. И позолота иконостаса ставит в нем торжественную точку. На золочение центрального иконостаса, двух боковых приделов, сени и киота, в котором находится почитаемый верующими образ Калужской иконы Божией Матери, будет нанесено 1,4 килограмма золота.

Казалось бы, зачем это делать, если на столь значительную сумму можно было бы накормить, обогреть, дать крышу тысячам страждущих? Вопрос давний и важный. Это нам пояснил иеромонах Василий (Скоренко), клирик кафедрального собора, руководящий работами. «Храм — дом Божий. Он должен отличаться от дома человеческого. Золото в храме — не наше, а Божье. Самое дорогое человек испокон века посвящал Богу как благодарность за жизнь. Храм — это небо на земле. Золото передает земными средствами представление о благолепии и величии Господа».

Как происходит золочение воссозданного о. Александром (Кадиным) иконостаса высотой 19 метров? Сначала деревянные поверхности покрываются шпатлевкой, затем шлифуются. А поверхности все в завитках — листья винограда символизируют райский сад, из которого были изгнаны за ослушание праматерь и праотец. Затем сложные конструкции покрываются краской, после — лаком. На каждом этапе необходима сушка.

Потом десять мастеров-позолотчиков (один из них на снимке — Андрей Арманов), профессиональных реставраторов, берут в руки стопки листочков легкого интерьерного сусального золота, каждая весом 1,4 грамма. Легким дуновением они отделяют один листик, накладывают на деталь иконостаса, прижимают кисточкой… Так рождается долговечное благородное сияние. Золото и некоторые другие металлы химики называют благородными, потому что они не окисляются, не портятся из-за земных катаклизмов. Так и благородная душа сохраняет в житейских бурях дарованную изначально чистоту — святость.

Кто рисует эти волшебные лучи в Троицком соборе? Работающие здесь мастера, до того как взяться за это многотрудное дело, золотили иконо-стасы Благовещенского Елоховского собора, Свято-Троицкой лавры. Так что творение Казакова-Дмитриева-Кадина в надежных руках.