Сказки южных морей

Калужский художественный музей решил дополнить летние впечатления калужан выставкой «Декоративно-прикладное искусство Индонезии».

Калужский художественный музей решил дополнить летние впечатления калужан выставкой «Декоративно-прикладное искусство Индонезии».

На фоне дивной красоты фотографий природы расположены 250 предметов из кости, дерева, ткани, металла. Семнадцать тысяч островов архипелага Республики Индонезия, родины пряностей, орангутангов и батика, можно перебирать как драгоценные камни. Суматра, Ява, Тимор, Борнео, Сулавеси, Молукка, Новая Гвинея… Нездешние названия звучат как заклинания. Лишь половина из малых островков обитаема, остальные ждут своих Робинзонов.

Туристический рай, где среднегодовая температура воздуха — от 23 до 30 градусов тепла, в изобилии производит сувенирные образцы традиционных ремесел. И московский коллекционер Анатолий Гречановский, много лет путешествуя по островам региона, привозит все новые артефакты. Республику населяют около 212 миллионов малайцев, китайцев, яванцев, бали, батаки, иранцев, голландцев и еще 300 этнических групп. В государстве говорят на 742 языках! Поэтому картина народных промыслов пестра, как восточный базар.

Чего только нет на выставке! Рельефная и статуарная пластика, национальные костюмы, батик, оружие, куклы, ритуальные маски, музыкальные инструменты, керамические сосуды, мозаика из листьев, ракушек…

Уровень «цивилизованности» народностей так же пестр, как и их поделки. 87 процентов индонезийцев — мусульмане, девять — христиане, по одному проценту исповедуют индуизм и буддизм. Однако разные формы шаманизма тоже процветают, и людоедство на Новой Гвинее — реальность.

В экспозиции самые зрелищные экс-понаты — плоды индуизма. Вот вздымает крылья птица Гаруда, на которой Вишну облетает Вселенную. Вот кукла театра теней — ваянг кулит, она ажурно вырезана из кожи буйвола. Кукловод сидит сзади натянутого полотна под большой лампой. Тоненькими костяными палочками, пришитыми к телу, рукам и ногам плоской куклы, кукловод плотно прижимает ее к полотну. На глазах у зрителей возникают цветные тени легендарных героев. Местные жители ночи напролет смотрят многочасовые представления индийских эпосов «Рамаяна» и «Махабхарата». Зрелище сопровождается пением и музыкой англунге — ксилофона из бамбуковых трубок.

Кстати, ночи в Индонезии длинные, ведь через страну проходит экватор, на котором день всегда равен ночи.

В экспозиции во множестве представлено ритуальное оружие, форма и орнамент которого — обереги и заклинания.

Для балийцев Вселенная дуалистична по своей природе, она — постоянная борьба противоположностей. Это противостояние символизирует ткань в черно-белую клетку, называемая «поленг». Балийцы ежедневно преподносят духам Земли цветы — красивый и безвредный обычай в этом природном ботаническом саду.

Баронг и Рангда — драконообразные духи, символизирующие, соответственно, порядок и хаос. Время от времени они просыпаются, и деревня, чтобы избежать крушения мира, впадает в коллективный транс. Почитатели Баронга атакуют Рангду кинжалами «крис». А таинственная сила Рангда обращает оружие против нападающих. Но, о чудо! Благодаря мощи Рангды лезвия не могут поранить обнаженные спины!

Анимизм населяет любые крупные камни, высокие деревья духами. Нельзя сорвать растение, убить животное, не попросив у них прощения и не поблагодарив за «хлеб насущный». Прежде чем приступить к еде, основная часть которой — рис, богине Деви Сри подносят рисовые дары.

Анимизм — стадия, через которую прошли в своем развитии все народы земли. Все действия, одежда, пища последователей этой религии — постоянный диалог с природой в поисках ее благожелательности. Наверное, поэтому так рад коллекционер, увенчанный чалмой, демонстрируя костюмы индонезийцев.

А вот другой путь веры. Умиротворенный, отрешенный, погруженный в медитацию Будда. На его лике изображен весь цветной мир Майи с морем, облаком, бабочкой. Но внутри — лишь пустота нирваны.

Все эти дивные предметы «вписаны» в ландшафт эмоциональными фотографиями Сергея Ковальчука. Экспозиция — часть персональной выставки автора «Азия. Экзотическое путешествие», которая экспонировалась на самых престижных площадках — в Московском Доме фотографии и в Центральном выставочном зале «Манеж».

До 19 августа вы сможете, не подвергая себя неудобству десятка прививок, риску авиаперелета и укуса отравленных зубов комодского варана, вдохнуть аромат островов пряностей.