Чёрно-белая Калуга

«Свет идет с востока» — гласит древняя мудрость. Оттуда же, откуда пришли мыло и тюльпаны, прибыли и премудрости графики. До 12 июля вы сможете оценить 112 произведений этого жанра в исполнении трех калужских художников, членов Союза художников России Дмитрия Иванова, Антона Ляпичева и Валерия Манаенкова.

«Свет идет с востока» — гласит древняя мудрость. Оттуда же, откуда пришли мыло и тюльпаны, прибыли и премудрости графики. До 12 июля вы сможете оценить 112 произведений этого жанра в исполнении трех калужских художников, членов Союза художников России Дмитрия Иванова, Антона Ляпичева и Валерия Манаенкова.  

В Китае письмо и рисование были единой наукой, и самые премудрые и полезные народу министры были гениями рисунка, понимающими гармонию мира. Графика неисчерпаема, как живопись.

Ее сестра и дочь одновременно — гравюра. Одна из крупнейших наших художников-граверов Остроумова-Лебедева так говорила о своем искусстве: «Я ценю в гравюре невероятную сжатость и краткость выражения, ее немногословие и, благодаря этому, сугубую остроту выразительности. Сама техника не допускает поправок, и потому в… гравюре нет места сомнениям и колебаниям».

Трое наших героев, судя по результатам их творчества, хорошо это понимают. Дмитрий Иванов — один из патриархов калужских графиков. В его семье рисовали дед и отец, поэтому увлечение началось рано. Вначале были карандашный рисунок и акварель, затем — гравюра на металле — офорт, мягкий лак, сухая игла, резец. Карандашный рисунок у него — не эскиз, а полноценное произведение.

Иванов — любитель пленэров в родном крае и Крыму. Калуга никак не делится на «памятники» и «не памятники». И те, и другие уничтожаются у нас на глазах. Только об одном сообщают СМИ, о другом — нет. Но они одинаково художественно выразительны.  Высокопрофессиональная техника печатной графики доносит до зрителя линию свежей, как первый штрих.

Антон Ляпичев, член Союза художников и дизайнеров России, предан линии. «Определить — значит ограничить. Лаконизм — и хула, и похвала, но его линия сочетает обтекаемость уюта с заостренностью на главном». Тема старой Калуги — как признание в любви к детству. Реализм и романтика органично сочетаются в работах автора. Гравюра в пластике не ограничивает движения резца, дает яркий контраст.

Динамизм слитности архитектуры и природы старой Калуги — как привет Руси уходящей, которая, как Иерусалим, никуда не спешит. Она, как в песке, стоит вокруг нас. Штрихи рисуют не предметы, но ритм жизни домов и улиц.

Валерий Манаенков предан музе графики долгие годы. Несколько десятилетий художник работает в станковой графике — реалистичном рисунке, акварели, смешанной технике (акварель и гуашь, цветной карандаш и пастель). И большие, и малые листы одинаково лаконичны по пластике. Его художественные высказывания по-мужски немногословны, лапидарны, конкретны, точны.

Мастер умеет видеть секреты гармонии тех или иных уголков архитектурного или природного ландшафта. Поэтому они дают ощущение ясности и умиротворенности. Безупречное владение приемами перспективы придает глубину и воздушность пространству, обволакивающему нас. Живая связь времен дышит с листов автора, для которого Калуга стала родной.