«Цыганочка» за колючей проволокой

Женская исправительная колония №7. Печальное учреждение. За его стенами — 271 судьба. И что самое страшное — большинство, чей средний возраст всего тридцать. Они бы сейчас могли водить своих детей в садик или ходить с мальчишками на дискотеки. А может быть, у них к этому времени уже лежал быв кармане вузовский диплом, а впереди была блестящая карьера.

Женская исправительная колония №7. Печальное учреждение. За его стенами — 271 судьба. И что самое страшное — большинство, чей средний возраст всего тридцать. Они бы сейчас могли водить своих детей в садик или ходить с мальчишками на дискотеки. А может быть, у них к этому времени уже лежал быв кармане вузовский диплом, а впереди была блестящая карьера.

Но пока они — осужденные.

Трудотерапия как высшая педагогика

Итоги деятельности уголовно-исполнительной системы за прошлый год подвел и.о. начальника Управления федеральной службы исполнения наказаний полковник Сергей Патронов.

Несмотря на то что общее число преступлений уменьшилось в 4,4 раза, увеличилось их количество, связанное с попытками дезорганизации нормальной деятельности исправительных колоний и с фактами мошенничества посредством сотовой связи. Страшный бич — это поставки и сбыт наркотических средств в учреждениях УИС. Больше всего их было изъято в Людиновском и Калужском СИЗО.

Все запретное, в том числе и спиртное, так или иначе просачивающееся на территорию, только в очередной раз сбивает с пути истинного человека, уже нарушившего закон. Что этому беспределу может противостоять?

Администрация колоний значительно изменила принципы и подходы в воспитательной работе. Здесь в условиях проводимой реформы в качестве приоритетных задач выделяются необходимость создания стимулов к законопослушному поведению в период отбывания наказания и построение эффективной системы социальной реабилитации осужденных.

В прошлом году все учреждения УИС области перешли на электронную форму ведения дневников индивидуально-воспитательной работы с осужденными. В этой работе используются возможности массового информационного охвата осужденных через внутренние сети кабельного телевидения.

Широко в колониях развит спорт, художественная самодеятельность. По инициативе и с помощью самих осужденных возводятся часовни. Проводятся дни открытых дверей, где приехавшие дети порой впервые видят своих отцов трезвыми. Но самое главное — это, конечно же, трудотерапия. Она позволила занять трудом 1695 человек. Создано 256 рабочих мест. Получение профессионально-технического образования не только позволяет получать работу в исправительных учреждениях, но дает заключенным шанс быстро адаптироваться после освобождения. Когда человек занят делом — это не только отвлекает его от всяких глупостей, но и позволяет быть как бы ближе к своей семье, помогая ей материально.

Мне приходилось бывать во многих колониях области. С каждым годом бросаются в глаза огромные перемены. Изменился и сам уклад жизни осужденных, и стиль их воспитания. Может, поэтому не вспыхивают в этих учреждениях бунты и потасовки. Большое значение здесь имеют и частые посещения колоний членами Общественной палаты, представителями уполномоченных по правам человека и правам ребенка, членами общественных советов.

Жужжит швейный цех

Бесспорно, положительным переменам в колониях способствовала четко разработанная Концепция развития УИС до 2020 года. На первом этапе выработан новый механизм деятельности общественных наблюдательных комиссий, разработаны новые подходы к применению института условно-досрочного освобождения. Особо надо сказать о медицинской оснащенности колоний. Если в коридорах административной службы вы заметите на полу потрепанный линолеум, то в медкабинетах поразитесь новейшим оснащением и высококвалифицированным персоналом.

Большая работа была проведена администрацией УФСИН по расформированию контингента заключенных. Те лица, что впервые совершили преступление, были отделены от «завсегдатаев» тюремных камер. Это немедленно дало результат — конфликты среди заключенных практически исчезли.

Сергею Патронову журналисты задали много вопросов. И узнали интересную новость. Оказывается, в самом ближайшем будущем в Калуге появится Исправительный центр — подобие бывшей «химии». Бездельников, тунеядцев теперь будут направлять на принудительные работы. Вот бы и эта форма трудотерапии помогла мужичкам (да и женщинам) расстаться с пьянкой и бездумным шатанием по городу в поисках средств на опохмелку!

В то самое время, когда журналисты общались с руководством учреждения, в соседнем здании готовился праздник. В женской колонии открывался швейный цех на 200 рабочих мест. Новейшее оборудование было закуплено по инициативе губернатора, и теперь здесь строились амбициозные планы. Не только руководство колонии намеревалось в ближайшие годы отработать бюджетные затраты. Но и женщины-работницы заверили: «Не только Калуга будет гордиться, но и Россия нас будет знать!»

О том, что женщины взялись за работу с охотой, говорит праздничный показ мод. На импровизированный подиум выходили прелестные девушки в бальных, вечерних, свадебных нарядах. Все сработано не в престижных салонах — в швейном цехе колонии. Руками осужденных.

В русских сарафанах (тоже их работа) девушки встречали гостей хлебом-солью.

Поговорила с работницами. Кто-то из Обнинска, из Жукова, Думиничей. Словом, в основном нашенские. Сколько, спрашиваю, еще осталось жить вдали от дома? Кому-то три, пять, шесть лет. За что осуждены? А за наркотики! Все как одна уверяют — больше с этим злом им не по пути.

Так хочется верить молодым, глупым, слабовольным девчонкам, что они искренни в своих намерениях начать жизнь с чистого листа, найти мужей, завести семью. А что касается работы — так профессия у них уже будет, кстати, очень востребованная.

Об этом думала, когда рассматривала на импровизированной выставке плоды их творчества. Но главное потрясение было впереди. В клубе для гостей подготовили концерт. Настоящее, яркое, веселое, как солнце, цыганское шоу. Вы спросите: а костюмы? А они, конечно же, сделаны руками молодых швей.

Знаете, с каким чувством я уходила из этого печального заведения? Нет, не с жалостью к этим женщинам, преступившим закон. А с верой — они хорошие. Точнее, их здесь хорошими сделают.

Так думала, вспоминая разговор с красивой девушкой Ирой из Обнинска, которая призналась: «Мы здесь живем, как в общежитии. У нас мир. Друг другу помогаем. А сцена для нас сегодня — это счастье!»