Забытое старое?

С этого учебного года в наших школах появился новый предмет «Основы религиозных культур и светской этики». Споры вокруг него разгораются острые. Областное министерство образования и науки также решило пойти по пути дискуссии и организовало «круглый стол» с участием руководителей учреждений среднего образования, высшей школы и священнослужителей. Темой обсуждения был выбран культурологический и мировоззренческий аспекты преподавания. С этого учебного года в наших школах появился новый предмет «Основы религиозных культур и светской этики». Споры вокруг него разгораются острые. Областное министерство образования и науки также решило пойти по пути дискуссии и организовало «круглый стол» с участием руководителей учреждений среднего образования, высшей школы и священнослужителей. Темой обсуждения был выбран культурологический и мировоззренческий аспекты преподавания.

Другого пути нет

Предмет включает шесть модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики». Как известно, выбор модуля был предоставлен детям, их родителям или законным представителям. Из более чем 8 тысяч четвероклассников подавляющее большинство выбрали изучение православной культуры — около 6 тысяч человек, почти в три раза меньше оказалось желающих заняться светской этикой.

В самом начале дискуссии министр образования и науки области Александр Аникеев задал установку: несмотря на все риски, связанные с введением нового предмета в школьный курс, другого пути нет. Но проблем более чем достаточно. Так, изначально рассчитывали, что образовательная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» будет вводиться постепенно, с переходом на новые образовательные стандарты для начальной школы. С сентября уже пошло изучение первого из модулей — «Основ православной культуры» в 4-м классе. Однако федеральное министерство образования вдруг обязало школы в этом учебном году ввести в программу «Основы религиозных культур» и «Основы светской этики». Наше министерство решило продолжить начатое дело — изучение курса «ОПК», но при этом из разряда факультатива предмет будет переведен в разряд предметов вариативной части учебного плана.

Второй проблемой является отсутствие педагогов, которые могли бы преподавать специфический предмет. Сам министр отметил его необычность: он затрагивает те основы, на которых зиждется человеческая личность и национальное самосознание. Несмотря на то что «Основы…» находятся на стыке как минимум двух предметов — литературы и истории, они шире, философичнее, культурологичнее. Несмотря на то что изучение религии как таковой не предполагается и преподавать его будут светские педагоги, без сотрудничества с представителями концессий, действующих на территории области, не обойтись.

Решением вопроса учительской переподготовки занимается Калужский институт модернизации образования, порядка ста человек уже прошли курсы, еще более двухсот должны это сделать в ближайшее время.

Штатные педагоги или священники?

По мнению ректора Калужского государственного университета имени К.Э.Циолковского Максима Казака, который поделился с собравшимися своими мыслями о содержании и методике преподавания курса, штатные преподаватели его попросту не осилят: «Светскому человеку в этом предмете делать нечего». И курсы повышения квалификации не спасут от краха учителя-атеиста по натуре. Он предложил на занятия приглашать педагогов-священников.

Хотя ректор КГУ в целом высказался за новый предмет, тем не менее, он поделился с педагогами своими опасениями. По его словам, пугает поспешное, в пожарном порядке, введение курса в школах, к тому же учебники, за исключением разве что пособия Андрея Кураева, либо спорные с мировоззренческой точки зрения, либо чересчур историчны, что для младших подростков неприемлемо. Настораживает Казака и тот напор, давление, которое исходит сейчас от патриархии. «В школе нарушается система идейных противовесов» — по сути, православию противопоставить нечего, курс «Светская этика» очень слаб, создан искусственно.

Выступление руководителя высшей школы было встречено одобрительными аплодисментами педагогов, которые, судя по всему, столь же неоднозначно воспринимают очередное нововведение Минобраза. Вообще, надо отметить, вопросов в ходе работы «круглого стола» было поставлено больше, чем дано ответов на них, и в который уже раз приходится констатировать, что на детях и учителях пытаются экспериментировать довольно рискованно, а это как раз тот случай, когда риск — вовсе не благородное дело.

В Тверской области

По результатам волеизъявления детей и родителей, более 62 процентов выбрали изучение «Основ православной культуры», более 31 % — «Основы светской этики», почти 6 % — «Основы мировых религиозных культур», менее 1% — ислам.

В Калининградской

57% захотели изучать «Основы светской этики», 34 % — «Основы православия», более 8% — «Основы мировых религиозных культур».

В Сибирском автономном округе

Подавляющее большинство хотят изучать светскую этику, остальные — православие.

В Еврейской автономной области

61 % высказались за изучение «Основ православной культуры», 12 % -за «Основы светской этики», «Основы иудейской культуры» не выбрал никто.

В Пензенской области

Все родители, кто подал заявление о том, что дети будут изучать новый курс, выбрали «Основы светской этики».