Тени забытых предков

Новый проект Калужского областного художественного музея назван многообещающе: «Мы помним ваши имена. Творчество старейших художников Калужского края». Первой выставкой в серии стала экспозиция живописи и графики Тимофея Калашникова. В нее вошли работы из фондов художественного музея и галереи «Образ».

Новый проект Калужского областного художественного музея назван многообещающе: «Мы помним ваши имена. Творчество старейших художников Калужского края». Первой выставкой в серии стала экспозиция живописи и графики Тимофея Калашникова. В нее вошли работы из фондов художественного музея и галереи «Образ».

Тимофей Андреевич родился 21 февраля 1881 года и дожил до 1964-го. Даже рабочему или крестьянину этого поколения почти невозможно было живым преодолеть три революции, две мировые войны, гражданскую войну. Тем удивительнее, что тонко чувствующий, талантливый интеллигент сумел дожить от царствования Александра II до эпохи победившего социализма. Родом художник из села Богородского Коломенского уезда Московской губернии. С 11 лет он работал в иконописных мастерских в Коломне и Москве. В 1906-1914 гг. Тимофей учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Молодой человек осваивал профессиональные навыки под руководством прославленных ныне мастеров — И. Касаткина, А. Архипова, А. Васнецова, А. Корина, К. Коровина. Библиографический словарь «Художники Калужского края», составленный Михаилом Михайловичем Днепровским и изданный в 1977 году, краток в описании судьбы художника. «С 1914 по 1918 гг. находился на военной службе, затем преподавал в Мещовске, а с 1930 г. — в Калуге. В 1936 — 1939 гг. был руководителем художественной студии при Калужском художественном музее. С 1939 по 1947 гг. — председатель Калужского товарищества «Всекохудожник». Т.А. Калашников — один из организаторов Калужского отделения Союза художников СССР, член первого правления».

Каким же был этот художник, преодолевший все препоны века? Графический автопортрет показывает нам лицо человека, лишенного иллюзий. Скульптурный портрет семидесятидвухлетнего мастера хранит тайну его личности под вуалью усталости. Этот тонированный гипс, по свидетельству людей, знавших модель, — лучшая работа скульптора Николая Прозоровского.

Что расскажут о создателе полотна? Бытовая картинка «Гончарный базар», написанная двадцатисемилетним художником в Мещовске, ярка, отсылает зрителя к русским импрессионистам. Написанный в 1942 году портрет «Эвакуированная», жанровые работы «Колхозное стадо», «Колхозная гидростанция» эпохи послевоенного восстановления страны, пейзажи 1950-1960 гг. показывают искреннее следование автора мейстриму тех лет — методу социалистического реализма.

Как мальчик, писавший лики святых по золотому фону икон, пришел к этой манере? На эти вопросы ответят исследователи следующих поколений, ведь «большое видится на расстоянии».