Паганини балалайки

Просвещенные калужские меломаны загодя раскупили билеты на концерт виртуоза Алексея Архиповского. И 25 ноября он не разочаровал их: наэлектризованную атмосферу концертного зала то и дело взрывали овации.

Просвещенные калужские меломаны загодя раскупили билеты на концерт виртуоза Алексея Архиповского. И 25 ноября он не разочаровал их: наэлектризованную атмосферу концертного зала то и дело взрывали овации.

Казалось бы, как можно вообще умудриться дать сольный концерт на балалайке? Разве она не лубочная сестра жестяного кокошника — символ безвкусицы псевдорусского стиля? Оказывается, что если для Маяковского даже водосточные трубы были флейтой, то для Архиповского балалайка — рояль «Стейнвей».

Родился Алексей в одном из самых благословенных уголков СССР — у самого Черного моря, в Туапсе. В девять лет мальчик поступил в музыкальную школу по классу балалайки, многократно был призером городских и краевых конкурсов. Первый сольный концерт из двух отделений Алексей дал по окончании музыкальной школы! В 1982 году поступил в ГМУ им. Гнесиных на отделение народных инструментов в класс Валерия Евгеньевича Зажигина, а через три года стал лауреатом Всероссийского конкурса исполнителей на народных инструментах.

Девять лет работы солистом в Смоленском русском народном оркестре позволили молодому артисту расширить репертуар и начать эксперименты в области новых выразительных возможностей балалайки — соло. В 1998 году торопливые и задумчивые байки балалайки Архиповского привели его в Государственный академический русский народный ансамбль «Россия». Аккомпанируя Людмиле Зыкиной, ансамбль объехал с гастролями десятки стран.

Новое время — новые песни. В 2002 году артист начал сотрудничать с центром Стаса Намина, солировал на фестивалях российской культуры в США, Китае, Болгарии. С 2003 года Алексей Архиповский участвует в движении «Этносфера», фестивале «Мамакабо». Его музыка однозначно современная, явно русская и абсолютно неформатная. Вгонять свои композиции в прокрустово ложе мейнстрима музыкант не стремится, он пошел другим путем — завоевал собственного слушателя. В 2007-2008 годах артист участвовал в проекте Дмитрия Маликова «Пианомания», играл на фестивале «Славянский базар», на открытии Первого кинофестиваля Андрея Тарковского в г. Иваново, различных джазовых фестивалях в России и за рубежом.

Восторженная пресса называет Алексея Архиповского то Паганини, то Хендриксом, а его инструмент — то арфой, то клавесином.

Калужский концерт стал искрометной сенсацией. Виртуозная игра, обильно украшенная исполнительскими трюками, настоящий театр мимики и жеста дали сплав редкостной чистоты и красоты.

Помните, как Ростовы в «Войне и мире» услышали игру крестьянина-виртуоза на балалайке?

«- Как хорошо! Право, отлично, — сказал Николай с некоторым невольным пренебрежением, как будто ему совестно было признаться в том, что ему очень были приятны эти звуки.

— Как отлично? — с упреком сказала Наташа. — Не отлично, а это прелесть что такое!»

Музыкант одушевил немудреный инструмент так, что тот стал петь и фламенко, и блюз, и «Полет шмеля», и, конечно, «Барыню».

Алексей Архиповский сумел убедить слушателей, что не инструмент красит исполнителя, а наоборот, что музыка делится только на плохую и хорошую.

В его руках простая балалайка превратилась в квинтэссенцию всех струнных инструментов мира, как лягушка в чародейку-царевну. Чудо преображения мира талантом каждый раз дает надежду на торжество красоты.