И синий вол, исполненный очей

Как хочется писать о прекрасном, тем более если реалии Калуги дают повод. Вот, к примеру, у драматического театра появились пестрящие яркими красками, необычные городские скульптуры. Бычки, украсившие скверик, напоминают каждому свое. Калужанам со стажем — карусель зверей в Центральном парке.

Как хочется писать о прекрасном, тем более если реалии Калуги дают повод. Вот, к примеру, у драматического театра появились пестрящие яркими красками, необычные городские скульптуры. Бычки, украсившие скверик, напоминают каждому свое. Калужанам со стажем — карусель зверей в Центральном парке.

На самом деле эстафета коров стартовала в швейцарском Цюрихе в 1998 году. Столица молочного шоколада выставила на своих улицах коров из стекловолокна в натуральную величину. Скульптор Биат Сибергер-Куин отметил так буренку, снабдившую нежным вкусом швейцарский бренд. Известные художники расписали парнокопытных в своих неповторимых манерах. После этого объекты были проданы с аукциона, а деньги отданы в благотворительные фонды. В 1999 году Питер Хениг организовал в городе крупнейших американских скотобоен, Чикаго, выставку таких же несъедобных коров.

Коровки (почти божьи) «расползлись» по всем континентам, кроме Антарктиды. В 2005 году арт-стадо дошло и до нашей империи. В центре Москвы стандартные коровы, расписанные Андреем Бартеневым, Андреем Макаревичем, Борисом Гребенщиковым, Леонидом Тишковым, Анастасией Немоляевой, оживили улицы. Но идея благотворительности отклика не нашла. 101 корова вызвала в москвичах и гостях столицы всплеск агрессии. Коровы, выставленные в первопрестольной, утратили рога, хвосты и бока. Ни в одном городе мира буренки не подвергались такому вандальному приему.

Калужские коровы, «пасущиеся» у драмтеатра, все живы, только одна лишилась рога. Дети облюбовали роли наездников и матадоров, поэтому травка уже не так зелена. Но самое главное — в калужском концепте коровы-кормилицы стали… бычками. Их формы вылепила Светлана Фарнеева. Мелкие, в отличие от мировых прототипов, скульптуры были творчески расписаны художниками и бутафорами театра Людмилой Некрасовой, Георгием Рожновым, Ириной Бондарчук. На их синих, желтых, розовых боках — пейзажи с озером, дровосеками, рыбки, птичка, поющая: «Мы вас любим и ждем!» На зиму, как обещал директор театра и автор калужского воплощения идеи, под скульптуры подведут непромерзаемый фундамент, и мы сможем радоваться бычкам, как тибетцы — якам.

На вопрос директору театра Александру Кривовичеву, не жалко ли газона, он ответил: «Это же дети! Трава нужна затем, чтобы ее топтать! Когда меня спрашивают, зачем вам нужно все это, я отвечаю: мне надоела грязь! Вечнозеленые туи вокруг театра надо сохранить, газон стричь, гранит мыть, плитку подметать. Когда в 1998 году территория за театром стала нашей, на ней был городок бомжей над трубопроводом. Теперь сквер огражден от вандалов решеткой — авторский проект нашего художника Максима Железнякова. Раньше он был открыт до 12 ночи. Но туда выходят курить в антракте актеры. Представляете? Дамы в кринолинах и кавалеры при шпагах… Пришлось закрыть вход в сквер с 18.00. В проекте нашего сквера и «театр на досках», и 1000 лампочек подсветки, и столики с кофе и шампанским вокруг вечерней сцены, и, конечно, видеонаблюдение».

Будем надеяться, что проект возрождения дворянской России приживется в опрятном дворике драмтеатра. Тем более что улица Суворова, на которую он выходит, в царское время называлась Дворянской.