Гармония Владимира Зайчикова

Герой Достоевского говорил, что «красота спасет мир». Что красота продлевает жизнь, в том числе творческую, точно. Это подтвердил персональной выставкой в галерее «Образ» отпраздновавший свое 80-летие Владимир Петрович Зайчиков.

Герой Достоевского говорил, что «красота спасет мир». Что красота продлевает жизнь, в том числе творческую, точно. Это подтвердил персональной выставкой в галерее «Образ» отпраздновавший свое 80-летие Владимир Петрович Зайчиков.

«Сторонка родимая» — так назвал экспозицию, свой отчет за 60 лет работы, художник. Его пристрастия полностью совпадают со «странной» любовью к отчизне Лермонтова и лучше всего отражаются в четверо-стишии:

«Люблю, когда поют девчата

Под голосистую гармонь,

Когда полна хлебами хата,

Когда в печи горит огонь».

И росистые вечера, и лохматые крыши хат, и звук гармони — в его листах и холстах. Есть в экспозиции и сама гармонь, отделанная художником-ювелиром. Имя ее — «Сударушка», — мозаично изображено на боку. Гармонь — любимый инструмент Зайчикова-музыканта, под которую он любит исполнять частушки собственного сочинения. «Гармонь» по-гречески — «созвучный, стройный, гармоничный». На выставке Владимира Зайчикова седой мужичок с улыбкой играет на саратовской однорядке. Снег тает под остывающим солнцем в апреле. Сирень бушует на фоне домиков эпохи Александра III и высоток Брежнева — пусть цветут все цветы!

Драгоценные серьги, кулоны, вазы мастера скани блестят найденными поколениями художников линиями. «Откуда видение прекрасного?» — спросили художника. Беседуем с Владимиром Петровичем. Он родился в деревеньке на берегу реки Шад, что вытекает из Иван-озера. Из этого же озера вытекает Дон!

Наш художник вырос буквально на коленях деда Осипа Измайловича, который рассказывал внуку сказки и стихи, от которого не слышно было бранного слова. Ездившие на заработки дядья построили кирпичный дом, амбар и шерстобитку (валенки, пряжа), за что и пострадал высланный брат Алеша. Когда до войны Володя копался в чердачной рухляди, его поразили иллюстрации к журналу «Нива». Там были гравюры картин невиданной красоты. «Нельзя смотреть, там царь нарисован! Я тебя посажу», — услышал мальчик в ответ на попытку поделиться со взрослыми своими детскими восторгами. Сестра матери Клавдия нарисовала девушку, собирающую вишни. В селе Красном Костромской области было много художников-ювелиров. Сканые серьги, медальоны, блюда, вазы, подстаканники — словно иней на окне, выводились кустарями в полном соответствии с мировой гармонией. После революции мастеров объединили в кооператив-комбинат. В Красносельском художественном училище Володя Зайчиков научился технике гравера по металлу, сканному делу, эмали оконной. В 1954 году юного мастера по повестке забрали в армию. На границе с Польшей, в городке Прейсшенлау, что под Калининградом, юноша восхищался немецкой чистотой, удобными дорогами, красными крышами, отсутствием разрухи. Диплом работника МВД не уберег Владимира от художественных генов, и уже в 1960 году он работал в тульских, а с 1990 года — в калужских художественно-производственных мастерских.

У Владимира Петровича почтенный послужной список выставок: в Липецке, Тамбове, Москве, Воронеже, Гагарине. Но дело не в этом. Главное — русская нота звучит не только в его гармони, но и в его полотнах. Проспекты и улочки Калуги, реки и озера нашего края — в его работах. Еще две недели вы можете сравнить топографию его воспоминаний со своими сокровенными картинками детства. «Сторонка родная» — 100 работ художника взывают к вашей памяти.