Сто рублей за пятёрку по физике?

Бабушка девятилетнего Никиты просто негодовала по поводу того, как неправильно дочь с зятем воспитывают ее внука. Они платят ему за успеваемость в школе, выполнение каких-то обязанностей по дому или поручений.

Пытаясь вразумить внука, бабушка справедливо заметила: «Разве мама получает вознаграждение за стирку, готовку, уборку? А папа, который выбивает ковры, покупает продукты, носит тяжелые сумки, ремонтирует бытовую технику, претендует на оплату?


Карманные деньги

Множество вопросов порождает тема карманных денег у детей. Давать или не давать? Если давать, то сколько? Давать за что-то или просто так? Разрешать ли детям подрабатывать и с какого возраста?

Однозначного ответа, единственно правильной рекомендации, естественно, нет. Семьи разные, дети разные. Разные доходы, разные жизненные ценности. В одних семьях за каждую хорошую отметку, мелкое поручение — сходить в магазин, полить цветы, помыть посуду — ребенку дают деньги на правах заработанных своим трудом. В других такая политика резко осуждается и считается абсолютно неприемлемой.

— Как правильно? — задают вопрос родители, а я адресую его психологу Полине Шершовой, — в чем компромисс между этими диаметральными точками зрения?

— Истина где-то посередине. Пусть, к примеру, ребенок получает деньги только за действительно хорошо сделанную работу или за достижения по трудному предмету, с которым он не в ладах. Пятерка, скажем, по нелюбимой физике — это на самом деле для него значительный успех, давшийся очень нелегко. А оплачивать каждый полив цветов, протирку пыли все же не стоит.

Другое дело, если сын или дочь разобрали какие-то давнишние «завалы», до которых ни у кого в семье не доходили руки, или успешно сдали сложный экзамен. Это достойно вознаграждения. Оплата труда в этом случае укрепляет в подростке уверенность, что его работа ценится так же, как и труд каждого человека.

А если ребёнок войдёт во вкус?

— На мой взгляд, здесь существует опасность. Если, к примеру, родители внедрят плату за успехи в учебе по трудному для ребенка предмету, чадо может войти во вкус и начнет требовать деньги за все хорошие оценки.

— Терпеливо и доходчиво разъясняйте ему, что учебники, одежда, еда, летний отдых тоже стоят денег. А он получает все это бесплатно, поскольку действительно занят важным и серьезным делом — учебой. И почаще напоминайте ребенку, что главное для него — приобретение знаний и трудовых навыков, а не конкретный заработок.

— Скажите, Полина Александровна, а нужно ли контролировать, на что потратил сын данные ему деньги?

— Не стоит ежедневно спрашивать, как он ими распорядился. Ведь контролируя каждый его шаг, вы демонстрируете свое недоверие. Разумнее сразу оговорить, на какое время выделяете карманные деньги. Пусть он сам решает, на что их потратить. Помните, что чем больше опыта ребенок приобретет сейчас, рискуя малым, тем меньше ошибок наделает в будущем. Он будет приучаться к ответственности.

— Стоит ли привлекать подростка к формированию не только расходной, но и доходной части семейного бюджета?

— Если он хочет найти самостоятельный заработок, не отговаривайте его. Лучше вместе просчитайте варианты легального и безопасного заработка. Заранее оговорите, какую часть денег он будет отдавать в общий котел. Пусть эта сумма будет небольшой, чисто символической, но она играет огромную воспитательную роль. Поверьте, сыну будет очень приятно, что он участвует в жизни семьи, ее проблемах.

Если же заработанные деньги он тратит только на себя — это ваш пробел в воспитании, который необходимо искоренять.

Александра МИЛОВА