Школьный вальс

…Трое девятиклассниц ужасно хотят попасть на субботнюю дискотеку. Чтобы напиться, найти парня, в общем, почувствовать себя взрослыми. Мечты сбудутся у всех, правда, с небольшими изменениями — прекрасный принц вместо руки и сердца предложит секс в подвале, знакомство со спиртным закончится пьяным обморокомв туалете, да и клятва «быть верными друг другу» разобьется вдребезги. Новая лента 23-летнего режиссера Валерии Гай-Германики шокирует своей искренностью. Одна из лучших новинок российского кино дает повод поговорить о том, как трудно быть молодым.


«Все умрут, а я останусь»

Начнем с того, что школьные годы чудесные были у всех. Поэтому представить себя на месте трех героинь особого труда не требуется. Особенно если обучение в старших классах пришлось на 1980-90-е. По себе знаю, что времечко было еще то. Те же девичьи разборки из-за парней, те же пробы алкоголя в задымленном туалете, те же слезы оттого, что эти идиотские родители ничего в этой жизни не понимают, и страх перед отвязными девицами из 10-го класса, про которых тако-о-ое говорят.  


Наверное, поэтому у родителей, которые видели это кино, не раз возникало желание отвернуться от экрана, а то и вовсе нажать на кнопку «стоп». Слишком узнаваемые ситуации мелькают в кадре: скандал с учителями, ссора с закадычными подругами, первая влюбленность в такого крутого парня из старших классов. А тут еще родители, которые после твоего побега из дома сопровождают до школьных ворот. И такие они добрые и растерянные, что волком выть хочется. К чести актрис Полины Филоненко, Агнии Кузнецовой и Ольги Шуваловой, всю трогательную неопытность подростков они передают мастерски. Эмоции в кадре режут по живому, и так страшно за них — светлых и наивных, которых вот-вот первый раз жизнь ткнет в землю носом. И все это на фоне почти документальной достоверности диалогов, когда большинство слов заменено матом и сленгом.


Отдельная благодарность режиссеру за реализм: нет здесь ни причесанных текстов, ни спасительных решений. Все грубо, жестко, прямо и до чертиков безысходно, почти как в жизни. Той самой, в которой девочки ищут романтики, а получают под дых ногами или в лучшем случае — косячок по кругу.  


Кстати, лента снималась в одном из живописнейших районов Москвы — Строгино, малой родине режиссера, настоящей столичной окраине, куда только недавно проложили ветку метро. Почти провинция с ее набором прелестей — одиночеством для неудачников, агрессией по отношению к инакомыслящим и страхом оказаться не таким, как все.


Гай-Германика — режиссер совсем молодой, но уже известный и немного скандальный. В 18 лет «мыльницей» в соседнем подъезде сняла картину «Девочки», названную лучшей в конкурсе короткого метра на «Кинотавре» и вошедшую в программу «Русского дня» в Каннах. Потом — полнометражный дебют «День рождения инфанты». И, наконец, прошлогодняя новинка, не попавшая в прокат калужских кинозалов — «Все умрут, а я останусь». Фильм, который не выкинешь из головы сразу после просмотра. Почему? Наверное, потому, что здесь ни на школьном дворе, ни за его пределами нет места иллюзиям и высоким идеалам. А без них трудно жить и подросткам, и взрослым, и трудно смотреть друг другу в глаза, когда на вопросы нет готовых ответов, а в отношениях — искренности и любви. 

Стать этому хорошему кино отличным мешает одно: не все так просто в этой жизни. И цвета бывают не только черно-красно-коричневыми. И дети — не только трудными и агрессивными, и друзья — не только предателями. Правда, чтобы это понять, нужно вырасти. 

Саша ВАСИЛЬЕВА