Физики и лирики, объединяйтесь

Недавно министр образования нашей страны Андрей Фурсенко назвал преподавание по таким гуманитарным дисциплинам, 
как экономика, юриспруденция и педагогика, дорогой в никуда. 

 

Кризиз перепроизводства 

По его словам, у нас перепроизводство специалистов в этой области. Стране не хватает строителей, инженеров и ученых, а выпускники гуманитарных вузов зачастую работают не по специальностям. К примеру, только 30% обладателей дипломов педагогических вузов идут в школы.

Многие родители, готовя своего ребенка к будущей жизни, настраивают его на получение "престижной" профессии. Причем вкладывают в это понятие прежде всего надежды на хороший стабильный заработок. Играют роль также условия труда: никто сегодня не хочет работать в цехе или на тракторе, а как минимум — в офисе. 

Странно, но почему-то мало кто задумывается над тем, что если все желающие пойдут трудиться на непыльную работу офисного сотрудника, то производства и хозяйства встанут из-за полного отсутствия в них работников. 

Один шанс на миллион

"Что общего у юриста и сперматозоида? У них обоих всего лишь один шанс на миллион стать человеком". Этот анекдот довольно точно передает сложившуюся ситуацию на рынке специалистов этой сферы. Но большинство выпускников вузов довольно легкомысленно продолжают надеяться на то, что их услуги окажутся самыми востребованными. 

Реальность, однако, такова. По данным городского центра занятости населения, самыми необходимыми людьми сегодня являются станочники, электрогазосварщики, водители, грузчики, штукатуры-каменщики, охранники, медсестры, врачи, инженеры. Считается, что эти специалисты будут нужны очень и очень долго. Чего нельзя сказать о банковских специалистах по оформлению кредита, юристах, маркетологах, PR-менеджерах, аналитиках ценных бумаг, геологоразведчиках и, к сожалению, журналистах. Люди этих профессий сегодня чаще всего ищут работу. 

Как выбрать специальность, приятную во всех отношениях?

Ученикам немецких школ предлагают список из 400 профессий, из которого они должны выбрать наиболее привлекательную для них и подходящую по склонностям. Затем несколько лет, учась в среднем учебном заведении, они приобретают необходимые навыки по выбранному направлению. По окончании школы выпускники либо повышают свою квалификацию, либо идут учиться по другой специальности. В любом случае с ними остаются приобретенный опыт, полученные знания по профессии, а следующий выбор они делают уже более осознанно.

У нас профориентацию заменяют мнение родственников, знакомых и, пожалуй, телесериалы, где в красивой ненавязчивой форме подается жизнь простых банкиров, юристов и визажистов. 

Тем не менее, есть несколько факторов, которые стоит учитывать при выборе будущей профессиональной деятельности:

— редкость профессии. Чем меньше специалистов в той или иной сфере, тем выше будут шансы на карьерный рост; 

— состояние своего здоровья. К примеру, людям с болезнями сердца и сосудов не стоит выбирать профессию, сопряжённую с сильными нервными и физическими перегрузками (менеджер, экспедитор и т. д.);

— уровень преподавательского состава вуза. Желательно ознакомиться и с расписанием занятий, техническим и материальным оснащением учебного процесса (библиотекой, компьютерными классами, специально оборудованными кабинетами и т.д.). Можно прислушаться к мнению студентов, а лучше — выпускников данного учебного заведения. Немаловажную роль играет репутация учебного заведения. Обучение должно соответствовать Государственному образовательному стандарту по данной специальности;

— психологическая совместимость с профессией. Многие будущие врачи работают санитарами или медсёстрами. Это позволяет "вживую" ознакомиться с аспектами будущей работы.

Профессия — универсал

Сегодня четкое разделение профессий на "гуманитарные" и "технические" уже начинает уходить в прошлое, а через 10-15 лет, возможно, вообще исчезнет. Чтобы быть успешным в построении карьеры, потребуется сочетание, к примеру, инженерного образования со знанием юриспруденции и хорошими навыками иностранного языка. Так что в чем-то правы те родители, которые едва ли не с детского сада "рвут на части" своего наследника, одновременно записывая его в несколько различных кружков. Главное при этом — не перекормить знаниями, чтобы к моменту выхода на работу новоиспеченный "золотой" специалист морально и физически не перегорел. 

По какому принципу вы выбирали профессию? С таким вопросом мы обратились к выпускникам и студентам калужских вузов.

Никита, высшее образование, специальность — юрист:

— Мне просто захотелось стать юристом, и я им стал. Без каких-либо причин. Я не анализировал ни востребованность профессии, ни уровень знаний, которые я получу в процессе обучения.

Кирилл, студент, специальность — связи с общественностью (PR):

— Я искал профессию интересную, творческую, чтобы каждый новый день минимально был похож на предыдущий. В процессе работы я хочу сотрудничать с интересными людьми, придумывать и осуществлять свои идеи, а не калькуляторы ломать и бумажки с место на место перекладывать.

Данил, студент, специальность — международные отношения:

— Наверное, шел по пути наименьшего сопротивления. Чтоб учиться не сложно было.

Будущее за ними

По прогнозам специалистов, в десятку самых востребованных профессий ближайшего будущего попадут:

1. Инженеры-строители

2. Программисты

3. Нанотехнологи

4. Биотехнологи

5. Маркетологи

6. Работники сферы обслуживания

7. Логисты

8. Экологи

9. Врачи

10. Химики

Полина АРСЕНЬЕВА