Ну что, закон не ждали?

С 1 января 2009 года вступает в силу закон "О государственной геномной регистрации в Российской Федерации". Вкратце расскажем о нем и о тех нюансах, что его окружают.

Что это такое?

Геном — это совокупность элементарных единиц наследственности, генов. Геномная информация необходима для предупреждения, раскрытия и расследования преступлений, установления виновных, розыска пропавших без вести. 

В соответствии с законом геномная регистрация может быть обязательной и добровольной. Обязательной регистрации подлежат осужденные и отбывающие наказание за совершение тяжких или особо тяжких преступлений, неустановленные лица и неопознанные тела. Граждане РФ, а также иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории России, смогут пройти геномную регистрацию добровольно на платной основе.

Право на использование информации геномного анализа предоставляется судам, органам предварительного следствия, органам дознания и органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.

Информация может храниться до 70 лет с момента получения биологического материала. Человек, прошедший геномную регистрацию добровольно, имеет право в любой момент написать заявление об ее уничтожении. Еще в законе сказано, что добровольная (нас интересует, прежде всего, она) регистрация проводится учреждениями судебно-медицинской экспертизы.

Как пройти регистрацию и что для этого сделать?

Мы связались с начальником Калужского областного бюро судебно-медицинской экспертизы Сергеем Ланцовым. Вот как он прокомментировал данную ситуацию:

— Подзаконных актов, которые этот процесс будут регулировать, еще нет. Никто пока не знает, сколько будет стоить процедура регистрации и где ее можно пройти. 

Кстати, даже в том случае, если все необходимые дополнительные законы будут приняты до 1 января, это проблемы не решит: у нас просто нет необходимой лаборатории. И к началу года она у нас никак не появится. Может получиться и так, что желающим добровольцам придется ехать в Москву.

Зарубежная практика

Вообще интересная штука получается. Не хватает не только ответов на простейшие вопросы "сколько стоит?" и "куда обращаться?". Нужно полностью все продумать.

В итоге должен получиться здоровенный талмуд, чтобы не было прецедентов, как, например, в Англии в начале этого года.

Два человека, которые подозревались в преступлениях, но не были осуждены, подали в Страсбургский суд иск с требованием удалить их образцы ДНК из британской базы. На этот шаг Майкл Марпер и один подросток пошли после отказа полиции Южного Йоркшира уничтожить образцы их генетических данных. Кстати, в Великобритании база образцов ДНК существует с 1995 года. 

В нашем законе прописано, что любой, прошедший регистрацию добровольно, может удалить свои данные. Подозреваемый в преступлении, получается, тоже? 

Большой Брат следит за тобой

С точки зрения раскрытия преступлений — закон очень нужный. Обязательная геномная регистрация преступников необходима. Но вот с добровольной сложнее. Естественно, государство заинтересовано в том, чтобы данные как можно большего количества людей были в базе.

А вот мнение народа разделилось. Одни боятся, другие не понимают, зачем это надо. Третьи готовы пройти регистрацию, но не знают о ней совершенно ничего, кроме того, что вышел закон. Чего уж говорить, если рядовые судмед-эксперты надолго задумываются над вопросами об этом законе, а потом, ничего не ответив, отправляют к начальству.

Кстати, тех, кто боится тотального контроля, довольно много: примерно 60% опрошенных. В той же Англии к слежке уже привыкли. Там, например, нашли грабителя магазина, прокрутив назад записи видеонаблюдений, пока не увидели, из какого дома он вышел. Кстати, дом, в котором жил грабитель, находился в нескольких десятках миль от места преступления. В этом же году на Западе законодательно разрешили ставить видеокамеры в общественные туалеты и в жилищах людей, "которые могут быть неблагонадежными".

Спускаемся с небес под землю

У нас пока все не так. Сомневаюсь, что станет ли когда-нибудь хоть приблизительно похоже. Да и нужны ли такие меры? С одной стороны, глобальная слежка может получиться. Большая проблема, надо сказать, для параноиков. С другой стороны, уровень преступности может резко снизиться.

Очень интересная ситуация. Зачем принимать закон, объявлять, что он вступает в силу с нового года, если всем понятно, что работать он все равно не будет?

Поправьте меня, если я не прав, но если закон вступает в силу с какого-то числа, то к его работе с этого числа все должно быть готово.

Роман БУРМАКИН.

P.S. Мне кажется, рановато нам думать о геноме и прочих веяниях современного мира. Нам бы лампочки вкрутить во все фонари. Или хотя бы в каждый второй. Глядишь, и преступность снизится. И миллионы на геном тратить не придется.