Запасайся сотовыми кто может?

Еще в августе ведущие издания, посвященные обзору рынка сотовых телефонов, предрекали ему крах и снижение продаж. 

Доводы понятны любому. Большинство потребителей на развитых мобильных рынках предпочитают аппараты среднего класса. Развивающиеся же рынки растут за счет новых элементов. А когда перед человеком встает выбор: еда, бензин или же покупка нового сотового взамен поднадоевшего старого — он явно выберет не последнее. Особенно когда над ним висит возможное увольнение и потеря средств к существованию. А что же в Калуге?

А у нас — яркие плакаты и призывы покупать себе новое средство связи, пока со скидкой или в рамках специальной акции. Так и видится, что все калужане ломанутся в магазины за стремительно дешевеющей техникой, да еще ведро с собой прихватят побольше, а то так сразу и не унесешь все.

Правда, как оказалось, касается сказанное далеко не всех моделей, а лишь тех, что в связи с неожиданным ростом популярности были закуплены в огромном количестве и сейчас ввиду скачков валютных котировок грозят обесцениться и принести миллионные убытки. Впрочем, есть и другие факторы. 

Увольнения IT-шников

У нас это не чувствуется так, как во всем мире. Наша сильная сторона — тяжелая промышленность. Потому для нас это не фактор, а скорее показатель, насколько серьезно кризис затронул производителей мобильных телефонов. Это как в случае с автопромом. Когда западные предприятия вынуждены сокращать штат, уменьшать объемы выпускаемой продукции и повышать на нее цену. 

Составляя планы и различные прогнозы на конец 2008-го и начало 2009 года большинство компаний, так или иначе связанных с IT-сектором мировой экономики, не рассчитывали на разразившийся в начале осени мировой финансовый кризис. Снижение спроса повлекло за собой меры по оптимизации расходов. Один из известных брендов разом отказался от 16 тысяч специалистов. И ожидается, что такое направление действий сохранится вплоть до 2010 года. Sony, Hyni, Intel уже об этом официально заявили. 

Ликвидация региональных представительств

Но мобильники еще надо где-то продавать, а как, если региональные представительства сетевых компаний, специализирующихся на их распространении, тоже ждет грядущее сокращение?..

Одна из крупнейших сетей салонов сотовой связи в нашей стране уже сократила число торговых точек на 60. Мы позвонили директору представительства в Калуге с вопросом, как же обстоят дела у нас. Как оказалось, все тихо, комментарии может давать только Москва, а у нас ни ажиотажа, ни каких-либо других страшных последствий не наблюдается. Тишь да гладь, как говорится. Между тем в интернете удалось вычитать, что в планах на ликвидацию еще сотня салонов, а если арендодатели не снизят запросы, то сотня превратится во все полторы тысячи. Так что, доживем до Нового года, увидим. 

Цены надо поднимать!

Кстати, цены на телефоны начали расти еще с августа, когда на российской таможне был арестован груз мобильников и аксессуаров на сумму в 10 миллионов USD (50 тонн). 

Как результат, возник дефицит на ряд моделей, например, на Motorola RAZR V3, Nokia 8800, Samsung E530, Samsung D500, или Sony Ericsson K700 и K750. Их должны были продавать в крупных торговых сетях. Но поскольку предложение превысило спрос в несколько раз, цены на топовые аппараты повысили. Российская торговля, как оказалось, тоже подвержена паническим настроениям. Правда, в провинции все происходило куда плавнее и незаметнее. Потому у нас нет паники, тем более телефоны — это не соль. 

Недавно случайно подслушала на улице разговор. Одна из женщин жаловалась другой, что пошла приобрести себе мобильник по невероятно низкой цене, а их нет, кончились еще два дня назад. Но это, как кажется, единичный случай.

Что год грядущий нам готовит?

Аналитики предрекают, что в 2009 году на полках отечественных магазинов может сократиться количество электроники, а часть производителей уйдет с рынка. В штучном исчислении рынок может «упасть» на 25%, в денежном — на 60% вместе с умиранием свободной конкуренции. Парадокс — при этом российские продавцы электроники будут переходить на европейские стандарты работы. 

Например, если еще летом в крупном калужском супермаркете бытовой техники можно было увидеть полсотни телефонов и штук 20-30 ноутбуков, то теперь их число может сократиться вдвое. Так проще и меньше расходов в связи с удешевлением непроданной техники. Куда удобнее привезти конкретную модель по конкретному же заказу покупателя. 

Плюс, как нам сообщил представитель одного из магазинов, может поменяться соотношение — не 80% основного товара и 20% аксессуаров и сопутствующих товаров, а наоборот — 20% основного товара и 80% аксессуаров. 

Фекла СОЛНЦЕВА. Фото Романа Бурмакина.