Насяльника, прювет!

Несмотря на кризис (будь он неладен — уже оскомину набил), в области у нас обстановка весьма неплохая: рабочие места есть. Правда, самые обычные: нужны уборщицы, дворники, продавцы, грузчики, разнорабочие. Разве пойдут наши граждане на такие вакансии? Вряд ли. Вот поэтому и едут гастарбайтеры. Нам шесть тысяч рублей — мелочь, а они у себя могут на эти деньги месяц жить семьей из 12 человек.

 

В поисках лучшей жизни

Причины миграции бывают разные. Но самая популярная — поиск лучшей жизни. Ежегодно миллионы людей едут в другие страны на заработки, в частности и в Россию. У нас ведь непрестижно заниматься грязной и низкооплачиваемой работой. Выход один — привлечение иностранной рабочей силы.

 

Большинство мигрантов к нам приезжают из стран СНГ (Азербайджан, Узбекистан, Таджикистан, Украина, Белоруссия, Молдавия, Казахстан). Надо отметить, что миграция бывает не только нелегальной. Человек из другой страны может приехать в Калугу, встать на учет в миграционную службу, получить разрешение и вполне себе законно работать. Стоит это 1000 рублей в год. Мало, скажете вы? Кому как. Для некоторых мигрантов это солидная сумма. Вот поэтому, наверное, и идут работать нелегально. Но есть такие, которые просто не знают законов, а работодатели им ничего не говорят, разумеется. Так дешевле.

Остальные — просто гости

По данным Всемирного банка, Россия находится на втором месте в мире после США по количеству гастарбайтеров. По официальной статистике ФМС, в России работает более одного миллиона мигрантов. Однако большинство иностранных рабочих трудится нелегально — их численность в разы больше. В Калужской области зарегистрировано более ста тысяч иностранных граждан и лиц без гражданства. Пугаться не стоит — разрешение на трудовую деятельность есть лишь у 17 тысяч. Что, кстати, составляет примерно 46% от установленной квоты. Все остальные — просто в гости приехали. 

Гибкая система штрафов

Если приезжий рабочий никем не учтен, то это, безусловно, в плюс и самому рабочему, и тому, кто его нанял. Во-первых, не нужно платить налоги. Во-вторых, у гастарбайтеров можно отнять документы — они все равно не пойдут в милицию. В-третьих, поселить трудяг можно прямо на стройке. И за все удовольствие каких-то 800 тысяч рублей штраф, если вы юридическое лицо. Должностному вообще копейки — 50 тысяч.

 

Кстати, недавно в миграционную службу области пришел как раз такой нелегал. Он хотел перейти на другую работу, а начальник не отдавал ему документы. Сотрудники службы помогли ему написать заявление, так как сам он плохо говорил по-русски, и отправили в милицию. Через два дня он вернулся довольный, с документами. Поблагодарил за помощь, встал на учет и получил разрешение на работу.

Здоровая конкуренция

Мы привыкли воспринимать мигрантов как людей, выполняющих малооплачиваемую работу. Пока они не претендуют на позиции выше разнорабочих, нам нечего бояться: все равно такие рабочие места местным не нужны. А вот переход «пришельцев» к квалифицированному труду обернется понижением зарплат в целом: мировой опыт показывает, что при увеличении доли работников-мигрантов в какой-либо отрасли на 1% зарплаты в ней снижаются на 0,5%. Однако выбора у нас все равно нет. По прогнозу Института социально-экономических проблем народонаселения, в 2009-2017 годах в силу демографических причин трудоспособное население ежегодно будет сокращаться на миллион человек. Кроме как мигрантами, заменить их просто некем.

 

Посмотрите, что происходит сейчас в области. Строятся заводы, фабрики, приходят инвесторы, вроде как сельское хозяйство поднимается. Простыми словами — жизнь налаживается. Но возникает вопрос: работать-то кто будет? 

Цель визита

Как выяснилось из разговора с Владимиром Кухто, помощником руководителя территориального органа ФМС, мигранты нам нужны. Только легальные и постоянные. Чтобы они приехали сюда и больше не уезжали. Дело в том, что многие гастарбайтеры весьма неприхотливы и заработанные деньги в области практически не тратят, а увозят домой. Естественно, ни областному бюджету, ни, тем более, государственному, это не выгодно.

 

Однако не все приезжают, чтобы уехать. Есть те, которые остаются. Вот здесь обнаруживается один интересный момент. Еще не забыт конфликт в югославском Косове. В двух словах напомню: Косово — сербская территория, но в советскую эпоху активно заселялась албанцами, которые продолжали заселять Косово и после краха социализма в Югославии. В результате албанцы начали вытеснять сербское население. Противостояние перешло в войну, и албанцы, при поддержке НАТО, выгнали сербов с их земель.

Вряд ли мы повторим судьбу Косова — у нас не такие масштабы переселенцев. Но население наше сокращается, а поток мигрантов растет.

Их нравы

Обычному человеку, приехавшему, например, из Средней Азии к нам на заработки, практически ничего не нужно. Он готов жить в вагончике, в котором может не быть не только тепла и электричества, но даже окон. Он и без вагончика может обойтись — делает ремонт в здании, в нем и поспит, и поест. А сэкономленные деньги отвезет на родину, семье. И будет жить безбедно очень долго. Потом опять приедет, поработает — уедет.

Повод задуматься

Не так давно по центральным каналам телевидения прошел ряд передач, посвященных преступлениям, совершенным выходцами из стран СНГ. Самое интересное: что ни убийца, так таджик, что ни насильник — узбек. И прям по полчаса обсуждали. Нездоровое чувство у меня тогда появилось — происходящее очень смахивало на пропаганду по всем правилам. Может быть, так их пытались вытеснить? Забыли только рассказать, что наши соотечественники работать не хотят — весьма успешно пьют и совершают преступления. А приезжие есть, и вполне нормальные, пашут с утра до ночи за копейки и счастливы. Наверное, это раздражает.

Обидно, что говорить можно много, а проблема никуда не денется. Да и проблема ли это? Работать все равно некому. Похоже, что кроме строителей нам скоро еще иностранный легион понадобится. 

Роман БУРМАКИН. Фото автора. Рисунки Евгения Смирнова.