В пылу атеистического фанатизма

В связи с приглашением включиться в дискуссию по введению в школы предмета «Основы православной культуры (ОПК)» как обязательного мне живо вспомнился недавний эпизод в переполненной воскресным вечером электричке. Компания молодых людей, раньше всех оккупировавшая добрую треть вагона, держала круговую оборону при любых попытках пожилых людей занять их место. В одном ряду непотребного вида девица отборным матом с визгом крыла пожилую женщину, претендующую на краешек сиденья. В другом месте наглый молодой человек принародно оскорблял и унижал старого больного священника в ответ на его по-доброму высказанную просьбу немного потесниться, ибо дорога предстояла дальняя. Юнец в припадке бешенства изрыгал такую хулу на Церковь, что казалось, дай ему волю, он не задумываясь пойдет крушить храмы и расстреливать верующих. Мы очень любим рассуждать о религиозном фанатизме, приписывая его православным, но здесь был проявлен махровый атеистический фанатизм.

 

Культурный код

Говорят, поведение молодежи — это индикатор общественных настроений. С одной стороны, утешает, что не все молодые люди похожи на тех бесчинствовавших в электричке, но тревожит, что последних не так уж мало и они подают дурной пример своим неопытным сверстникам. Почему-то сразу вспоминаются персонажи «Бесов» Достоевского. Они, современные нигилисты, и проявляют себя как бесноватые. Вы не замечаете, как умножается вообще число людей с неадекватным поведением?! Откуда это?

В современный научный оборот введено понятие «культурный код» нации. Иными словами, культура есть своеобразное зашифрованное послание, в котором содержатся названия книг, имена героев, архитектурные стили, музыкальные произведения… Этот код несет представления поколений о добре и зле, любви и ненависти, о жизни и смерти… Они наполнены смыслами, позволяющими нам быть одной семьей, одним народом. Весь XX век, а сегодня это усилилось многократно, был направлен на планомерное разрушение кода отечественной культуры, питающей почвой которой было православие. Христианские ценности постепенно заменялись «общечеловеческими», приправленными в более позднее время некоей молодежной субкультурой, которая, по сути, стоит вне культуры. Ну, и на что напоролись в итоге? Распад института семьи с сопутствующей ему демографической катастрофой, разложившаяся армия, низкий культурный уровень населения, когда подавляющее его большинство общается посредством ненормативной лексики, а распоясавшаяся преступность вот-вот накроет страну девятым валом…

 

ОПК как средство от агрессии и насилия

Сидеть сложа руки в такой ситуации безответственно. Вера — личное дело каждого, и люди, которые стремятся к Богу, придут к нему сами. Нас должна беспокоить самая неблагополучная часть общества. Полностью солидарна с рассуждениями журналистки «Известий» Елены Ямпольской, которая начала ратовать в прессе за введение в школах ОПК будучи некрещеным человеком: «Мы уже потеряли огромную долю взрослого поколения — они из пьянки, скорее всего, никогда не вылезут. Что могут такие родители дать своим детям? Значит, остается два варианта: или детям не дадут вообще ничего, или им что-то даст школа. Меня волнует одно: чтобы завтра эти дети стали просто нормальными людьми. Страна переживет поколение их родителей и получит новое поколение: пускай не самое благополучное в социальном плане, но поколение с нормальными человеческими представлениями о том, что такое хорошо и что такое плохо.

Кстати, это — мой ответ людям, которые заявляют: «Мы атеисты. Мы не хотим, чтобы попы пришли в школу и морочили голову нашим детям!» На эти жесткие и зачастую агрессивные реплики я могу ответить так же жестко: от этого будет зависеть ваш завтрашний день и завтрашний день ваших детей. Останетесь ли вы завтра целы, возвращаясь домой? Частичной гарантией этого может стать введение в школах ОПК. Конечно, это не панацея, одного этого недостаточно — но это может сработать… То есть если даже вас ничего не волнует в самой теме ОПК (что жаль), то, по крайней мере, воспользуйтесь им как способом обеспечить себе завтра более спокойную жизнь».

Предмет «История религий» здесь вряд ли поможет: у него другое содержание, хотя и его надо тоже изучать. Но только после того как молодой человек усвоит свои религиозно-культурные традиции. Иначе это равносильно тому, что начать осваивать иностранные языки, не овладев своим. Все вопли по поводу мультиконфессиональности России являются не более чем предлогом не пустить ОПК в школы. Как показывают факты, инославные больше проявляют понимания в этом вопросе, чем атеисты. Например, правоверные мусульмане на Северном Кавказе, уставшие от войн и экстремизма, все чаще высказываются за введение курса ОПК.

Народ не безмолвствует

Передо мной — отчет по результатам экспресс-опроса родителей и учащихся школ Калуги на тему «Отношение к преподаванию предмета «Основы православной культуры» в школах города Калуги».

Опрос проводился с 1 марта по 1 апреля 2007 года специалистами кафедры социальной и организационной психологии КГПУ им. Циолковского по заказу Калужского православного педагогического общества. Опрос проведен методом анкетирования, выборка составила 239 учащихся школ № 3, 22, 24, 25, 27, 28, 46 и 314 родителей.

Вот некоторые общие выводы по результатам исследования.

Большинство учащихся, изучающих ОПК, позитивно относится к содержанию и методам преподавания этого предмета.
Относительно факультативного или обязательного изучения в школе ОПК мнения учащихся и родителей разделились поровну.

По мнению опрошенных, предмет ОПК в школе может вести как светский учитель, так и православный священник.
Приоритетные направления работы: экскурсии и поездки по историческим и святым местам Калужского края, дискуссии и обсуждения на уроках, информация об истории государства и родного края, знакомство с жизнью исторических личностей.
Важно, чтобы в школе был кабинет ОПК и учебники по предмету.

Учащиеся считают, что знания, полученные на уроках ОПК, помогают в изучении других предметов обязательной школьной программы.

Большинство родителей хотят, чтобы их дети изучали предмет ОПК.

Родители считают, что изучение ОПК поможет их детям справиться со многими проблемами жизни.

Те родители, дети которых уже изучают ОПК, видят следующие положительные результаты:
знакомство с примерами нравственности и духовности;
более глубокое знание истории народа;
расширение кругозора;
улучшение психического и духовного здоровья.
Большинство родителей, не поддерживающих ОПК, ничего не знают об этом предмете.

Родители считают, что уроки ОПК проходят в позитивной атмосфере, дети получают заряд хорошего настроения, становятся добрее и отзывчивее, улучшаются отношения в классе и повышается интерес к учебной деятельности.

P.S. Особо следует отметить, что слепого следования догматам, как полагают люди, ничего не смыслящие в православном богословии, Церковь не приветствует и даже осуждает. Вот почему в 2001 году при Калужской семинарии была открыта вечерняя богословская школа для взрослых на бесплатной основе. Замечено, что ОПК не приемлют те, кто ничего не знает об этом предмете и не осведомлен в богословских вопросах. Дело, как видим, поправимое. Было бы желание поправить.

Наталья ПЕСТОВА.