Свой среди людей

Нынешний год у главы Сухиничского района Анатолия Ковалева особенный — четверть века он в ответе за все, что происходит на его территории.

Когда дело не в партийности

На эту должность он заступил в непростое время, можно его назвать моментом разлома эпох. Когда с политической карты исчезла КПСС, людей на высокие посты стали подбирать по новым признакам. А Ковалев — до мозга костей коммунист.
До сих пор трудно понять, как тогдашний глава области вольнодумец-демократ Александр Дерягин решил на должность главы района поставить своего идеологического противника?! Ковалев по этой причине и упирался: «Мы же с вами — разные по убеждению!». Но Дерягин — большая умница. Он своим ученым чутьем распознал в найденной кандидатуре самородок высшей пробы.

Все начиналось в восьмидесятые, когда районному комсомольскому лидеру Толе Ковалеву был доверен партийный пост. В принципе, у первого секретаря РК КПСС круг обязанностей мало чем отличался от его нынешних. И пусть на каждом отраслевом направлении стоит конкретный ответственный, буквально все — от крупного, масштабного до мелкого, бытового — под прицелом пристального взгляда районного хозяина.

В каком вузе, на каких спецкурсах учат людей умно управлять? Нет таких учебных заведений. И пусть словосочетание «организаторский талант» отдает штамповкой — именно оно включает в себя не только умение работать строго в соответствии с планом, но и выстраивать (и настраивать!) людей в соответствии с надобностью, разглядеть далекую перспективу и, наконец, в самой тупиковой ситуации отыскать нестандартный, собственный выход.

Битва титанов

Я бы Ковалева назвала фабрикой идей. Наверное, именно поэтому он возглавляет президиум консультативного совета глав местных администраций муниципальных районов и городских округов области. Вопросов в этой сфере — хоть отбавляй. И самые больные, естественно, — по финансам, по земле, по продовольствию.

В Сухиничском районе в этом плане — целый пласт опыта. Если его коллеги мучаются с земельными процедурами (паи, оформление собственности, судебные тяжбы), то у Ковалева на все эти случаи — своя стратегия. А в результате нет у него бурьяном и мелколесьем заросших гектаров. Все распахано, все ухожено. С дороги видно: едешь по Киевке — и справа, и слева так уныло, а как заколосилось, зазеленело по обочинам — значит, въехал в сухиничские пределы.

В истории района глава о Середейской шахте особая. Всякий раз, бывая в Москве, в «РАО ЕЭС», на брифингах с Чубайсом удивлялась, что в ряду энергетических проблем России он непременно называл нашу Сухиничскую шахту. Откуда он про нее знал?

Сейчас эпопея битвы титанов — Ковалева с энергетиком — известна всем. Не шахту спасал глава района — прежде всего он болел за судьбы более двух тысяч человек — жителей поселка. Шахту закроют. А им куда?!

Добил-таки Ковалев Чубайса, дойдя со своей «угольной» проблемой аж до дальнего зарубежья. В результате английские эксперты дали середейскому углю высочайшую оценку. Да еще и кредит под новую шахту! И вот сегодня поселок стал большим полигоном для жилищного строительства — новым ковалевским брендом.

На своём месте

Конечно, девяностые годы оставили в районе горький след. Но и тут Ковалев нашел свою методу. Не стал дожидаться богатых столичных спонсоров. Городских руководителей-производственников поднапряг, завязав их с угасшими колхозами. Вот теперь они и ожили. Но Ковалева хвалят не только за высокие сельские показатели — и за работу по программе строительства жилья, и за социальные новшества, и за многое-многое другое, архиважное для района.

Наверное, по своим деловым качествам Анатолий Дмитриевич давно дорос до крупного поста областного масштаба. Но ему всегда казалось, что его срывают с очередного места, не дав дождаться добрых всходов… После института оставляли в аспирантуре — отказался категорически: «Москва не для меня!». Предлагали работу в ЦК комсомола, в обкоме партии. Ни в какую!

Ковалевские корни, похоже, так прочны, так крепко зацепились за родную землю, что расцвет района, его сегодняшний и завтрашний дни просто немыслимы без хозяина, который вершит сухиничскую политику ровно двадцать пять лет.
На одном из крупных совещаний глава региона Анатолий Артамонов, имея в виду успешного инвестора Юрия Казанкова, полушутя бросил: «Нам бы Юриев разводить…» Точно — Юрии нужны. Но нам бы еще и Ковалевых научиться выращивать! И тогда иногородние прихожане нам бы не пригодились.

Из книги «Следы на дороге жизни»

У Ковалева ответственность за каждого человека — это стержень, на котором держатся и характер его, и судьба. Поэтому, когда были распущены партия, комсомол, народный контроль и пр., он первым делом спасал людей.


Руслан Смоленский, глава Мещовского района: «С кем бы он ни общался, в каждом оставляет частичку своей души. Как бы ни торопился, всем существом вникает в проблему, не оборвет, не отшутится. Сколько надо за душой иметь, чтобы всю жизнь вот так тратиться».

Виктор Коноплицкий, инвестор: «Анатолий Ковалев — человек обязательный. В высшей степени! Реалии таковы, что предприниматель немало рискует и должен быть осторожным, работая на земле. А мы вот расширяем свой бизнес в Сухиничах…»

Анатолий Дмитриевич начинает и заканчивает свой безразмерный день с людьми. Знает, где чей сын, зять, внук работают и как, кто, откуда родом. Он давно уже здесь свой. Бывает какой-то проблемный тупик в работе — он едет посоветоваться к селянам, к железнодорожникам, куда-то в школу.

Евгения МИЛЁНУШКИНА.