Православие — в бой?

С 2009 года планируется одно нововведение в школьную программу (может, и не одно). А именно: собираются узаконить предмет «Основы православной культуры» (ОПК). Сейчас он имеет статус факультатива из разряда «региональный компонент». Школа может выбрать себе факультатив по душе из четырех представленных. В нашей области ОПК есть не в каждой школе. Возможно, не зря.

Православие строят повсюду

Белгородский опыт

Курс «Основы православной культуры» вводится в российских школах при активной поддержке местных властей. Опыт Белгородской области — пионера освоения ОПК — особенно интересен, поскольку показывает логику внедрения и дальнейшую эволюцию предмета, породившего ярую дискуссию в обществе. Содержание курса — это рассказ в основном о Русской православной церкви и ее многовековом союзе с государственной властью. Однако когда ОПК вводился, его целью объявлялось сплочение семьи и возрождение традиционных ценностей. 

Курсу всеми силами стараются придать вид школьной дисциплины: учителя не заставляют учеников признаваться в вере в Бога или исполнении обрядов. Однако сама специфика курса и методика его изложения неизбежно ставят перед детьми вопрос о личной религиозной идентификации.

Религию в массы. Обязательно.

Может и правда лучше Святое Писание вместо банки пива?

Но это все не у нас, скажете вы. И ошибетесь. Митрополит Калужский и Боровский Климент обратился к губернатору области с просьбой ввести ОПК в качестве обязательного предмета в школах региона. «Изучение предмета «Основы православной культуры» окажет помощь нашему подрастающему поколению в познании традиционной русской культуры, поможет им понять мировоззрение предков и сформировать собственное», — говорится в обращении митрополита Калужского и Боровского.

Для детей же представителей иных национальностей, проживающих на территории России, изучение данного предмета, как отметил он, «также будет весьма полезным».

С ним, в принципе, согласен Фархад Пашаев, лидер азербайджанской диаспоры в Калуге. Фархад Рамазанович говорит, что «знания эти лишними не будут». «Мы живем в этой стране и должны уважать ее законы».

Отец Иоанн Паюл, который курирует этот проект в области, так прокомментировал ситуацию: «В Казани, в Чеченской республике уже существуют такие предметы, только на мусульманскую тематику. Я считаю, что не будет никакого вреда в том, что этот предмет станет обязательным. Нужно как-то воспитывать подрастающее поколение. Человек может стать отличным научным деятелем, но абсолютно безнравственным. Чтобы такого не случилось, ОПК и делают обязательным. Если по каким-то соображениям ученик не может посещать занятия (например, в регионах, где высокий процент приверженцев другой мировой религии), этот предмет будет заменен «светской этикой». Особо на нагрузку это не повлияет — планируется, что предмет будет преподаваться час-два в неделю с 1-го по 11-й класс. Никаких молитв и постов не будет».

Тем не менее позволю себе высказать мнение, что курс ОПК при всем желании церковных властей не прививает и не может привить опыт веры. Единственное, что, на мой взгляд, он дает ученикам, — чувство превосходства над теми, кто «верит неправильно». Никакой реальной истории Церкви в курсе ОПК нет. Нет полемики, проблем и борьбы. 

 В этом можно с легкостью убедиться, лишь просмотрев содержание курса:
1. «История православной религии» («Тысячелетнее царство Христа»);
2. «Православная словесность» («Священное Писание, основные редакции книг Ветхого Завета, богослужебные книги»);
3. «Нравственная культура православия» («Нравственные последствия половой распущенности»);
4. «Художественная культура православия» («Христианское понимание творчества, канонические формы иконо-графии»);
5. «Православие — традиционная религия русского народа» («Москва — Третий Рим»).

Программа может отличаться от той, что найдете вы. Концепция в разработке.

Это мнение подтверждают события последнего времени. Прокремлевские молодежные движения «Наши» и «Георгиевцы!», которые действуют весьма активно, объявили повсеместное распространение ОПК одной из своих целей. При этом любое несогласие с внедрением православия в школы используется ими для давления на политических оппонентов и собственной раскрутки.

Светская религия

«Основы православной культуры» и другие конфессионально ориентированные предметы преподаются факультативно более чем в 30 регионах России. Сторонники введения ОПК ссылаются на наличие образовательного запроса в обществе именно на этот предмет. Однако этот запрос неоднозначен. Гораздо большее число учащихся, родителей и учителей высказывается за преподавание не конфессионального предмета типа ОПК, а знаний о религии в историко-культурологическом аспекте.

Наталья Лебеда, учитель младших классов средней школы № 30:
«В нашей школе такого предмета нет. Его думали ввести, но часов и так не хватает. В этом году вообще все что можно сократили. Однако ОПК лишними бы не стали. Конечно, не в форме навязывания, а как часть истории. Лучшим вариантом стал бы предмет «История религий». Просто ученики много вопросов разных задают, в частности, на религиозную тему. Обычный учитель не всегда сможет дать полноценный ответ. Поэтому нужен подготовленный педагог».

Тайна таинства

На самом деле то, что сейчас происходит, должно быть. Период полураспада СССР скоро завершится. Продавцы и госслужащие, да и обычные граждане станут адекватными настоящей экономической системе (капитализм у нас, вроде как). То есть пережитки прошлой религии (социализма-коммунизма) уйдут в небытие. Христианство из нас выбил еще Союз. Получается, что мы останемся вообще без всякой веры. Вот и решено было ее восстановить. Как говорится, «впитать с молоком матери». Все бы ничего, но Россия — светское государство. Мало того, еще и многонациональное. В Калуге есть и азербайджанская диаспора, и еврейская община. Теперь скажите: а много ли вы видели в Калуге синагог? Может быть, вам попадались мечети? 

Религии, нравственности, безусловно, учить надо. Но почему бы не ввести предмет «История религий»? Те, кто заинтересован в ОПК, найдут кучу аргументов в поддержку своего мнения. И они будут весьма весомыми. Вот только кажется мне, что получится у нас такая армия современных крестоносцев.

Поймите, я ничего не имею против воспитания нравственности, толерантности и тому подобных высоких начал. Когда это на самом деле так. Сам я в Бога верю. А во все, что вокруг него придумали — не очень. Пагубно это влияет на человека. Можете закидать меня камнями (чувствую, так и будет), но в жизни не поверю, что высшие силы одобряют все то, что творится в церквях. Это только бабушки, дети и прочие наивные входят в храм с подобострастием и блаженным смирением в глазах. И не надо говорить, что они святые люди, а я — невежество. Те, которые святые, все в деревнях приход содержат и работают вместе со всеми. Люди стали это потихоньку понимать. Вот и надо как-то сохранять тайну таинства.

Еще раз повторюсь. Молодежь воспитывать надо, иначе вообще мрак будет. Самое главное, чтобы не слишком ярые воспитанники вышли. А то пойдут неверных кадилом крушить. Фанатизм он ведь любой плох — христианин ты, мусульманин или футбольный болельщик.


Роман БУРМАКИН. Фото автора.

От редакции. Поднятая тема сложна и многозначна. Полагаем, что у курса ОПК найдутся как ревностные защитники, так и не менее яростные противники. Предлагаем и тем, и другим вступить в полемику на страницах нашей газеты. Ведь истина, к которой мы стремимся, рождается, как известно, в споре, а не в слепом следовании догматам.