Автопробег за Полярный круг

Наш корреспондент в составе калужской группы туристов побывала за Полярным кругом, проехав по дорогам России две с половиной тысячи километров.

«Ты, Российская дорога, семь загибов на версту»

Все мои предыдущие путешествия на Север были связаны с железной дорогой: собираешь рюкзак, садишься в поезд и через полтора суток ты на Кольском полуострове. С одной стороны, удобно: быстро, комфортно. Но автотуризм имеет куда больше преимуществ. И хотя путь занимает около трех суток, сама дорога перестает быть чем-то второстепенным, она превращается в яркую и интересную часть путешествия. 

Выехав из дома в четвертом часу утра, наш кортеж из пяти машин благополучно миновал Калужскую и Московскую области. 
Что касается качества дорог, то в Ярославском регионе они примерно как у нас. Зато в Вологодской области и Республике Карелия дороги — сказка. Их, видимо, капитально ремонтировали буквально год-два назад. Основание из гранитной крошки, покрытие что шелк — гладкое и без единой щербинки. По обочинам чистота: через определенные интервалы — мусорные баки и огромные щиты с координатами обслуживающей участок трассы организации и просьбой не сорить. Достаточно часто попадаются мини-кемпинги: беседка, чтобы можно было перекусить, эстакада для ремонта машин, туалеты. И одинаковые остановки на протяжении более 1000 километров — выкрашенные в цвета российского флага. 

С заправками проблем нет: газ, бензин — на выбор. Только цены очень разнятся. Особенно запомнилась «норвежская» заправка в Кандалакше. Тут тебе и перекусить можно вкуснейшими хот-догами, и туалет чистый, теплый, и магазинчик, и автосервис — словом, все для людей. 

Парадокс: чем дальше на север, тем больше порядка и цивилизации. В Карелии и Мурманской области финское и норвежское влияние чувствуется везде: начиная с названий населенных пунктов, заканчивая людьми.

А в Хельсинки сухой закон…

С финнами мы впервые столкнулись в гостинице в Медвежьегорске. Местные говорят, что «горячие парни» здесь частые гости на выходных. Едут целыми автобусами. Дело в том, что в Финляндии очень дорогая водка, да и выпивать можно не везде. Вот они и приезжают в Россию — расслабиться, так сказать. 
А наши люди тут совсем другие: спокойные, неторопливые, очень радушные. А как они говорят! Специально стояла в магазине и слушала как песню непривычное для уха носителя «акающего» южнорусского диалекта «оканье»: «А вам твО-рОг в кО-рОб-ке?». 

Ловись, рыбка, большая и маленькая

В те времена, когда калужские туристы только начали осваивать эти края, северная Карелия и Кольский полуостров были настоящим «медвежьим углом»: да-да, медведи встречались, а вот людей практически не было. За последние 10-15 лет все круто поменялось: на северных реках и озерах теперь полным-полно туристского люда. Поскольку помимо спортивной части — сплава по бурным рекам — туристы охочи до местной рыбалки, практически на всех реках, где ловится благородная рыба (семга, горбуша), теперь лицензионное рыболовство. А кое-где лов вообще запрещен. 

О рыбалке в здешних местах можно говорить много. Наши рыбаки были в восторге! 

— Какая борьба, — взахлеб делились они впечатлениями после рыбалки на порогах. — Хариус здесь берет и снизу, и сверху, и с лёту. Сколько эмоций, когда мощное жирное тело попадает наконец в подсачник. 

Хариус — одна из моих любимых рыб. И хотя это еще не благородная красная рыба, у него очень нежное и вкусное мясо. Есть его можно практически сырым: потрошишь тушку, подсаливаешь и через полчаса он готов к употреблению. 
Что касается менее благородных рыб, то они шли на уху или на копчение. 

Семгу из-за дороговизны лицензии мы не ловили. Зато ее в этих местах можно купить у местных браконьеров — 200 рублей за килограмм свежепойманной семги. 

Но гастрономическая привлекательность этих мест не только в возможности вдоволь поесть свежей вкусной рыбы: морошка, черника, грибы — грех не полакомиться этими дарами природы, когда они на каждом шагу. Ягоды здесь принимают у местного населения — чернику покупают по 50 рублей за килограмм. 

ЮБК: Южный берег… Кольского

В нашей группе шутили: едем на южный берег моря. Правда, не Черного, а Белого. К красотам русского Севера давно привыкла, и от них уже не захватывает дух, как в первый раз — сосны, белый мох на скалах и лиловый вереск. Теперь все было как впервые.

Это фантастические ощущения: на машине во время отлива едешь по самой кромке моря, там, где через шесть часов будет властвовать вода. 

Когда стоишь на берегу Черного моря и смотришь на горизонт, то представляешь: где-то там, за сиреневой дымкой, турецкий берег. Здесь же голубая даль рисует льдины, белых медведей и Северный полюс — до него тут рукой подать… 

Походная баня

Каждая уважающая себя туристическая группа в середине путешествия делает походную баню. Обычно подготовка начинается с самого утра. Принцип прост: собираются камни, они обкладываются дровами и несколько часов прокаливаются в костре. В это время делается каркас из толстых прутьев. Он накрывается полиэтиленом или тентами. После того, как камни накалились докрасна, угли убираются и каменная горка накрывается каркасом. Все, можно париться. Это нечто совершенно необыкновенное, когда из жаркой бани бросаешься в ледяную воду (за полярным кругом, температура воды даже летом не превышает 10-12 градусов)! 

Наталья КОПОНЯ. Фото автора и Владимира Симачева.