Я люблю его, а он уехал и даже не звонит…

 

Неразделенная любовь в нежном возрасте — один из сильнейших ударов по самолюбию. Личность подростка еще не устоялась, и демонстрация того, что его не принимает человек, по его мнению, самый лучший на свете, которым он дорожит, — испытание еще то. Подростку приходится не только примириться с потерей любимого человека, но и отказаться от созданного в его воображении образа.

«Когда я отдыхала у бабушки в деревне, там мне очень понравился парень, он тоже приехал отдыхать к родственникам из Москвы. Стройный, красивый, старше меня на семь лет. Мы встречались с Сергеем каждый день. Нам было очень хорошо вдвоем. В конце концов, я влюбилась в него, просто жить без него не могу. Но он уехал и даже не звонит. Не отвечает и на мои звонки. Что мне делать, — отчаивается шестнадцатилетняя школьница Алла, — ведь оказалось, что я беременна?».

— Что ей делать, Елена Алексеевна, — адресовали мы Аллин вопрос психологу Новоселовой. 

— Ох, — вздохнула собеседница, — ситуация столь же банальна, сколь и трагична для девушки. Как это, к сожалению, часто происходит, что прекрасный принц, требуя доказательств настоящей любви, настаивает на близости. А девчонки, не думая о последствиях, бросаются, что называется, в омут с головой.

— Кто из нас не переживал в подростковом возрасте неразделенную любовь? Наверное, через это все проходят. Ее надо пережить, это бывает трудно. Но необходимо…

— Да это так. Неразделенная любовь в нежном возрасте — один из сильнейших ударов по самолюбию. Личность подростка еще не устоялась, и демонстрация того, что его не принимает человек, по его мнению, самый лучший на свете, которым он дорожит, — испытание еще то. Подростку приходится не только примириться с потерей любимого человека, но и отказаться от созданного в его воображении образа. Данная ситуация несколько иная, поскольку дело касается будущего ребенка. Одно скажу, здесь требуются осторожность, деликатность со стороны родителей, иначе можно столько дров наломать, что всю жизнь Алле придется раскаиваться.

— Сами собой возникают вопросы к девушке: а какие у нее взаимоотношения с мамой, разговаривала ли она с ней когда-нибудь на тему взаимоотношений между мужчиной и женщиной?

— В конкретной ситуации эти вопросы, к сожалению, уже запоздалые. И могут служить лишь неким предостережением другим девушкам, другим родителям. Конечно, замечательно, когда отношения в семье доверительные. Но это закладывается с самого начала образования семьи. Сейчас, кстати, много хорошей литературы о воспитании детей. Существуют центры психологической помощи, есть смысл Алле и ее маме обратиться туда. Нельзя оставаться наедине со своими проблемами. 

— Елена Алексеевна, а что делать девушке, которая не умеет говорить твердое «нет» на притязания парня или позволяет в своем присутствии матерщину, двусмысленные или скабрезные шутки, анекдоты?

— Отвечаю на первую часть вопроса: учиться быть твердой, решительной. Другого пути нет. По поводу второй части. Есть физическое насилие, есть эмоциональное. И мат, «соленые» анекдоты в присутствии девушки — вариант эмоционального насилия. Почему, спрашивается, человек считает себя вправе посягать на личностные и физические границы другого человека? Из-за отсутствия воспитания или из желания утвердиться? Психологи занимаются изучением этой проблемы.
Подобное общение надо пресекать или искать другую компанию. Или попытаться найти какие-то положительные стороны во временном одиночестве — ведь оно не затянется на всю жизнь. Ну а если вашего друга интересует только один аспект ваших взаимоотношений, а до ваших чувств, желаний, будущего ему нет никакого дела — подумайте, что на самом деле именно вас интересует. Чего именно вы хотите? Вы готовы принять ответственность за свой выбор?

— Давайте вернемся к проблеме Аллы. Сейчас ее душевное и физическое состояние, на мой взгляд, во многом будут зависеть от ее родителей. Прекрасный принц ее, как видно, растаял как утренний туман, и ему нет дела до переживаний девушки. Что бы вы конкретно посоветовали родителям Аллы?

— Только одно: не бойтесь общественного мнения. Поговорят — и забудут, а своего ребенка надо принять в любом положении. Будьте с Аллой предельно тактичны, предупредительны. Очень хорошо подумайте, как скажется аборт на душевном здоровье дочери, не говоря уже о физическом. Есть такое понятие, как постабортный синдром. Он может настичь и спустя много лет, когда взрослая женщина имеет семью, детей. И вдруг рушится все.

Мы часто выступаем друг для друга оппонентами — замечаем, просто выискиваем иногда плохие черты. Иногда это входит в привычку. А как же тогда заметить прекрасные черты?

Беременной Алле сейчас тяжело, очень. Но жизнь продолжается и, уверена, она заиграет еще для нее самыми яркими красками.

Беседовала 
Александра МИЛОВА.