Копилка sidorov ag 1

Сообщение с подвохом

Что делать, если вам пришло подозрительное SMS о списании денег?

Именно в такую ситуацию попала Вероника из Калуги. Наша читательница прислала письмо в «Копилку», где спрашивает: «Недавно пришло сообщение из банка, что с моей карты списали деньги, но я ничего не покупала, переводы не делала и наличные не снимала. Сумма была небольшая, да и после ничего не происходило, поэтому решила не идти в банк за разъяснениями. Но что это было, какой-то сбой?».

Эксперт отдела безопасности Калужского отделения Банка России Алексей СИДОРОВ поясняет:

– Возможно несколько вариантов: технический сбой и повторное списание, снятие денег по навязанным сервисам и подпискам, а также мошеннические действия.

При техническом сбое организация может дважды списать деньги за одну покупку. Тогда необходимо сообщить о случившемся в банк и попросить провести проверку. Если действительно было двойное отчисление, сумму вам вернут.

Деньги могут снять с карты за подписку, например, на онлайн-кинотеатр, музыкальные платформы или другие подобные сервисы. Всем нам часто поступают такие рекламные предложения с бесплатным промопериодом. И так как при регистрации онлайн-подписки вводятся данные карты, после завершения промоакции начинают производиться ежемесячные списания. Чтобы этого не происходило, надо отвязать карту в личном кабинете.

Но если есть опасения, что действуют мошенники, при получении подозрительного сообщения от банка проверьте, что операция была действительно совершена. Посмотреть это можно в мобильном приложении или в интернет-банке, выбрав вкладку с операциями по карте.

Если после отправки уведомления о «списании» владельцу карты звонят о говорят о якобы несанкционированной операции, если просят сообщить персональные данные или перевести деньги на «безопасный» счет, представляясь сотрудниками службы безопасности банка, повесьте трубку и перезвоните в вашу финансовую организацию по официальному номеру. Он указан на карте или сайте банка.

Если деньги действительно списаны, важно как можно быстрее позвонить в банк, сообщить о мошеннических действиях и заблокировать карту.

После этого оставьте заявление о несогласии с операцией: получив его, банк проведет служебное расследование. Если вы соблюдали меры безопасности и обратились не позже чем через сутки после списания, можете рассчитывать на возмещение.

Банк вернет похищенные деньги, но при условии, что списание средств произошло без участия и без ведома держателя карты. Такое возможно, например, в результате утечки данных в интернете. Однако если вы сообщили злоумышленникам ПИН-код, код из SMS или передали какую-либо персональную информацию третьим лицам, деньги вернуть не получится. И, конечно, обратитесь в полицию.

Чтобы минимизировать риски при тех же покупках в интернете, лучше использовать виртуальную карту. На нее можно класть определенную сумму под покупку или устанавливать небольшой лимит. Даже если данные виртуальной карты будут скомпрометированы, злоумышленники не смогут похитить существенную сумму. Как вариант, виртуальную карту можно заменить бесплатной дебетовой, использовать ее для онлайн-покупок.

…«Копилка» – это совместный проект Калужского отделения Банка России и газеты «Знамя». С его помощью наши читатели могут задать вопросы специалистам в финансовой сфере, прислав их на электронку info@znamkaluga.ru или на почтовый адрес редакции: 248600, г. Калуга, ул. Марата, 10. Ответы опубликуем на страницах нашего издания и на сайте.