Снимок сделан Марией Акимовной Зеленовой (она же в кадре). Это тетя А.С.Днепровского. Фото из архива А.С.Днепровского.

Снимок сделан Марией Акимовной Зеленовой (она же в кадре). Это тетя А.С.Днепровского. Фото из архива А.С.Днепровского.

Пионеры Фотографии

Попытаемся немного разобраться. Когда произносятся фразы «первая фотография», «первый фотограф в Калуге», на ум, конечно же, сразу приходит Карл Давингоф. Но не будем забегать вперед.

Первые изображения Калуги, дагерротипы, появились в сороковых годах XIX века. Кем они были сделаны, неизвестно, а изданы альбомом были в Санкт-Петербурге в 1848 году. В той книге было напечатано восемь видов Калуги: Московские ворота (улица Ленина у Концертного зала), Благовещенская церковь и гимназия (Карповский скверик), Гостиный двор и улица Садовая (ныне – ул. Кирова).

Начало прошлого века. Угол современных Луначарского и Вилонова. Фотография Марии Зеленовой
Начало прошлого века. Угол современных Луначарского и Вилонова. Фотография Марии Зеленовой

Первым известным фотографом в Калуге стал Бернард Гольдберг. Именно он — автор группового снимка, запечатлевшего присягу имама Шамиля. Гольдберг писал в обращении калужскому губернатору И.Е. Шевичу: «26 августа 1866 года в г. Калуге военнопленный Шамиль принял присягу на верноподданство Государю Императору и России. Видя в этом замечательное историческое событие, я поставил себе задачею изобразить его посредством фотографии.

При невозможности снять присягу в ее принесении, я снимал отдельно каждое лицо, помещение и вещи, бывшие во время присяги Шамиля, затем сгруппировал их. Задача моя была велика, и для исполнения ее я не щадил ни трудов, ни ограниченных средств своих и после девятимесячных постоянных занятий достиг своей цели. Первый экземпляр фотографического изображения присяги Шамиля с семейством на верноподданство России я осмелился поднести Государю Императору, и его Величество, приняв этот экземпляр, всемилостивейшее благоволил пожаловать мне подарок и денежную награду».

1899 Адамович
1899 Адамович

Уроженец Варшавы Бернард Николаевич Гольдберг и его сыновья Игнатий и Николай работали фотографами в Калуге и не только с 1864 года. Известны видовые снимки Калуги Николая Гольдберга.

А одним из первых в Калуге открыл свое фотоателье в 1878 году Алексей Петрович Лекторский. Располагалось оно на улице Никитской (ныне — Ленина), в доме предпринимателя. Судя по архивным документам, просуществовало фотозаведение до 1915 года.

Вот теперь пришла пора появиться Карлу Давингофу. Всем известны его бани в Березуе, которые он приобрел в 1882 году у семейства мещан Сапожниковых. Эти старые помывочные заведения просуществовали до 1983 года, и калужане навсегда связали имя Давингофа с ними. Между тем предприниматель купил и дома на улице Облупской (ныне – ул. Театральная), открыл гостиницу «Рига» (сейчас «Ока»), а при ней – собственный  фотографический салон. К слову, видовые фотографии Калуги от Давингофа известны всем, кто интересуется историей города.

Разобравшись с «первопечатниками» Калужской фотографии, мы не можем не упомянуть и других известных городских владельцев салонов. С 1900 года известна фотография дворянина Франца Трифонова Протасевича, которая располагалась на Никитской улице в доме Яловициной, потом она переехала на Молотковскую (ныне — Дзержинского). В Черновском переулке (ул. Вилонова) в доме Родиной существовала фотография мещанина Павла Николаевича Никольского. На Золотаревской улице (ул. Пушкина) в доме Морозовой была фотография, принадлежавшая белевской мещанке Эмме Георгиевне Шацкой.

1880 е Каменный мост Гольдберг.
1880-е Каменный мост Гольдберг.

Одной из самых известных женщин-фотографов на рубеже XIX — XX веков была дворянка Стефания Адамович. Известно, что в 1906 году ее работы были отмечены призами на художественной выставке в Париже. Ее ателье располагалось на Старом Торге, в доме Чернобровина. В 1915 году ее салон переехал на улицу Никитскую. Сейчас этого дома уже нет, есть качели и сквер Чижевского перед городской управой.

К слову, если эти адреса задокументированы, то упоминания о том, что ее фотоателье также размещалось на углу Садовой (Кирова) и Московской (Ленина), в архивах не нашлось, хотя краеведы и указывали на это.

Зато известно, что в конце 1916 года в первом помещении фотоателье Адамович располагалась столовая. Позволю себе процитировать газету «Голос Калуги» от 13 января 1917 года: «В столовой за 40 копеек дают хороший, сытный обед, состоящий из двух блюд. Обеды бывают мясные, т.е. мясной суп и на второе жаркое с рисом, зразы с кашей и т.п.; без мяса, как-то: картофельный суп со сметаной, блинчики с творогом и сметаной и совсем постные по средам и пятницам. Столовая размещается в доме № 2 на Плац-парадной площади (в доме, где была фотография Адамович. – Авт.)».

Двадцать лет назад в газете «Знамя» архитектор и краевед Александр Сергеевич Днепровский-Орбелиани рассказал о калужанке Марии Зеленовой. Девочка в 14 лет почти полностью потеряла слух и окончить женскую гимназию не смогла. Маша увлеклась рукоделием и фотографией. На рубеже XIX — XX веков Мария Зеленова запечатлела панорамы улиц Калуги. Любила делать снимки с правого берега Оки и городских колоколен. Было ли у нее собственное ателье,  неизвестно. Скорее всего, она пользовалась ателье, принадлежавшим другим калужским фотомастерам.

Фотография Адамович
Фотография Адамович

В числе архивных часто встречаются снимки фотоателье купца Владимира Николаевича Ченцова. Локации его студии часто менялись. В 1903 году она располагалась на Одигитриевской улице (ул. Академика Королева), в доме Морозова. В 1907-м  ателье переехало на улицу Ильинскую (ул. Кутузова) в дом Васильева. В 1914-м салон Владимира и Марии Ченцовых переехал в их собственный дом в Георгиевском переулке (ныне – ул. Декабристов).

Упомянем и других фотографов начала прошлого века. В их числе — дворянин А.Г. Юмашев, фотоателье которого находилось в доме Гаврилова на Маслениковской улице (Дзержинского). В переулке Тульском была фотография Трухачева. На современной Ленина работало фотоателье Новодержкина, Шидловского, Миколаевича, на Театральной – Рубинштейна в доме Смирнова.

Перечислять можно и дальше, но свою задачу мы выполнили. Осталось сказать, что мы благодарны первым мастерам фотографии за то, что оставили нам, потомкам, прекрасные виды нашего старинного города.