Попытаемся немного разобраться. Когда произносятся фразы «первая фотография», «первый фотограф в Калуге», на ум, конечно же, сразу приходит Карл Давингоф. Но не будем забегать вперед.
Первые изображения Калуги, дагерротипы, появились в сороковых годах XIX века. Кем они были сделаны, неизвестно, а изданы альбомом были в Санкт-Петербурге в 1848 году. В той книге было напечатано восемь видов Калуги: Московские ворота (улица Ленина у Концертного зала), Благовещенская церковь и гимназия (Карповский скверик), Гостиный двор и улица Садовая (ныне – ул. Кирова).
Первым известным фотографом в Калуге стал Бернард Гольдберг. Именно он — автор группового снимка, запечатлевшего присягу имама Шамиля. Гольдберг писал в обращении калужскому губернатору И.Е. Шевичу: «26 августа 1866 года в г. Калуге военнопленный Шамиль принял присягу на верноподданство Государю Императору и России. Видя в этом замечательное историческое событие, я поставил себе задачею изобразить его посредством фотографии.
При невозможности снять присягу в ее принесении, я снимал отдельно каждое лицо, помещение и вещи, бывшие во время присяги Шамиля, затем сгруппировал их. Задача моя была велика, и для исполнения ее я не щадил ни трудов, ни ограниченных средств своих и после девятимесячных постоянных занятий достиг своей цели. Первый экземпляр фотографического изображения присяги Шамиля с семейством на верноподданство России я осмелился поднести Государю Императору, и его Величество, приняв этот экземпляр, всемилостивейшее благоволил пожаловать мне подарок и денежную награду».
Уроженец Варшавы Бернард Николаевич Гольдберг и его сыновья Игнатий и Николай работали фотографами в Калуге и не только с 1864 года. Известны видовые снимки Калуги Николая Гольдберга.
А одним из первых в Калуге открыл свое фотоателье в 1878 году Алексей Петрович Лекторский. Располагалось оно на улице Никитской (ныне — Ленина), в доме предпринимателя. Судя по архивным документам, просуществовало фотозаведение до 1915 года.
Вот теперь пришла пора появиться Карлу Давингофу. Всем известны его бани в Березуе, которые он приобрел в 1882 году у семейства мещан Сапожниковых. Эти старые помывочные заведения просуществовали до 1983 года, и калужане навсегда связали имя Давингофа с ними. Между тем предприниматель купил и дома на улице Облупской (ныне – ул. Театральная), открыл гостиницу «Рига» (сейчас «Ока»), а при ней – собственный фотографический салон. К слову, видовые фотографии Калуги от Давингофа известны всем, кто интересуется историей города.
Разобравшись с «первопечатниками» Калужской фотографии, мы не можем не упомянуть и других известных городских владельцев салонов. С 1900 года известна фотография дворянина Франца Трифонова Протасевича, которая располагалась на Никитской улице в доме Яловициной, потом она переехала на Молотковскую (ныне — Дзержинского). В Черновском переулке (ул. Вилонова) в доме Родиной существовала фотография мещанина Павла Николаевича Никольского. На Золотаревской улице (ул. Пушкина) в доме Морозовой была фотография, принадлежавшая белевской мещанке Эмме Георгиевне Шацкой.
Одной из самых известных женщин-фотографов на рубеже XIX — XX веков была дворянка Стефания Адамович. Известно, что в 1906 году ее работы были отмечены призами на художественной выставке в Париже. Ее ателье располагалось на Старом Торге, в доме Чернобровина. В 1915 году ее салон переехал на улицу Никитскую. Сейчас этого дома уже нет, есть качели и сквер Чижевского перед городской управой.
К слову, если эти адреса задокументированы, то упоминания о том, что ее фотоателье также размещалось на углу Садовой (Кирова) и Московской (Ленина), в архивах не нашлось, хотя краеведы и указывали на это.
Зато известно, что в конце 1916 года в первом помещении фотоателье Адамович располагалась столовая. Позволю себе процитировать газету «Голос Калуги» от 13 января 1917 года: «В столовой за 40 копеек дают хороший, сытный обед, состоящий из двух блюд. Обеды бывают мясные, т.е. мясной суп и на второе жаркое с рисом, зразы с кашей и т.п.; без мяса, как-то: картофельный суп со сметаной, блинчики с творогом и сметаной и совсем постные по средам и пятницам. Столовая размещается в доме № 2 на Плац-парадной площади (в доме, где была фотография Адамович. – Авт.)».
Двадцать лет назад в газете «Знамя» архитектор и краевед Александр Сергеевич Днепровский-Орбелиани рассказал о калужанке Марии Зеленовой. Девочка в 14 лет почти полностью потеряла слух и окончить женскую гимназию не смогла. Маша увлеклась рукоделием и фотографией. На рубеже XIX — XX веков Мария Зеленова запечатлела панорамы улиц Калуги. Любила делать снимки с правого берега Оки и городских колоколен. Было ли у нее собственное ателье, неизвестно. Скорее всего, она пользовалась ателье, принадлежавшим другим калужским фотомастерам.
В числе архивных часто встречаются снимки фотоателье купца Владимира Николаевича Ченцова. Локации его студии часто менялись. В 1903 году она располагалась на Одигитриевской улице (ул. Академика Королева), в доме Морозова. В 1907-м ателье переехало на улицу Ильинскую (ул. Кутузова) в дом Васильева. В 1914-м салон Владимира и Марии Ченцовых переехал в их собственный дом в Георгиевском переулке (ныне – ул. Декабристов).
Упомянем и других фотографов начала прошлого века. В их числе — дворянин А.Г. Юмашев, фотоателье которого находилось в доме Гаврилова на Маслениковской улице (Дзержинского). В переулке Тульском была фотография Трухачева. На современной Ленина работало фотоателье Новодержкина, Шидловского, Миколаевича, на Театральной – Рубинштейна в доме Смирнова.
Перечислять можно и дальше, но свою задачу мы выполнили. Осталось сказать, что мы благодарны первым мастерам фотографии за то, что оставили нам, потомкам, прекрасные виды нашего старинного города.
Комментарии
Больше по теме
Не изменяя авиации. Не стал пилотом, зато отвечает за аэропорт в Калуге
Дожать собственника. Калужане не прекращают тонуть в фекалиях
«Страшно до сих пор». Как живёт Злата Липовая из Козельска после похищения