Художник Куросавы 2

Художник Куросавы

Выставка «Один на один. Автопортрет» представлена в Калужском музее изобразительных искусств. Придя в зал, вы удивитесь: неужели эти знаменитые работы находятся в фондах нашего музея!? Время их создания охватывает целый век, и в лицах людей отразилось изменение времени.

Стилистика экспонатов разнообразна — от академического реализма до кубизма. В истории искусства автопортрет занимает особое место. Он – наиболее точная характеристика и самого мастера, и времени, в котором он живет. Обратите внимание на такие разные автопортреты Афанасия Куликова, Георгия Абрамова. Вы безошибочно определите десятилетие их создания, не взглянув на этикетку.

В экспликации к экспозиции справедливо отмечено, что «для любого художника самая преданная, всегда готовая позировать модель – он сам. Автопортрет – это пространство для эксперимента, когда можно, не страшась неудач и осуждения, полностью отдаться работе.

Через этот жанр художник познает сам себя: черты своей внешности, свой характер и темперамент. Автопортрет в особой мере способен раскрыть сущность художника, через него трудно обмануть зрителя, как трудно скрыть от него свои чувства и эмоции».

Художник Куросавы 3

Алексей Базанов не откровенничал со зрителем, написал не свое лицо, а орудия своего труда — банки с красками и кисти. Кроме автопортретов калужских художников (Евгений Китайкин, Владимир Любимов, Петр Козьмин, Виктор Остроумов), о жизни и творчестве писала наша газета, представлены автопортреты мастеров всемирно известных.

Бриллиант экспозиции – «Современники»  Юрия Ракши, групповой портрет интеллигенции поколения, ставший символом времени. Выпускник художественного факультета ВГИКа,  он работал художником-постановщиком на «Мосфильме». Первая его работа в кино — «Время, вперед!» (1965). Потом был фильм Ларисы Шепитько «Восхождение». Ракша оформил более десяти художественных фильмов, работал с большими и великими режиссерами: Швейцером, Монаховым и даже с Акирой Куросавой.

На пресс-конференции после вручения фильму «Дерсу Узала» премии «Оскар» его режиссер Акиро Куросава сказал: «Судьба всегда дарила мне лучших людей… Юрий Ракша, с которым мне посчастливилось работать, — самый опытный, самый талантливый профессионал и знаток своего дела.

Поэтому, когда я начал работу над фильмом и искал художника-постановщика, мой выбор пал именно на него. Я и раньше видел в Японии на выставке его превосходные полотна… Кроме того, я уверен, что Юрий Ракша на сегодня — один из лучших русских художников»…

Юрий Ракша создал более двухсот живописных полотен, множество графических работ, сотни эскизов к фильмам, проиллюстрировал около двадцати книг.

Карандашный автопортрет Филиппа  Малявина показывает руку большого мастера, мирискусника. Он работал на стыке модерна, импрессионизма и экспрессионизма. Автор Ленинианы, он также писал с натуры Анатолия Луначарского, Льва Троцкого. Какие надо было иметь талант и волю, чтобы стать одним из светил европейской живописи, родившись в Бузулукском уезде в многодетной семье государственных крестьян!

Как ни странно, путь в Академию художеств пролег для него через… афонский монастырь Святого Пантелеймона! Прибывший на Святую гору скульптор  Беклемишев заинтересовался работами молодого послушника, убедил Малявина уехать в Петербург для обучения в Академии художеств.

Среди полотен и листов висят зеркало в золоченом багете и табличка: «Здесь мог бы быть Ваш автопортрет». Хорошая причина, чтобы заняться творчеством!