20220724 ruchka tetradi tsirkul lastik igor rulyov

Не первый раз в педкласс

В школах Калужской области идет набор в психолого-педагогические классы. О специфике обучения и перспективах на поступление в профессиональные учебные заведения – в материале нашего корреспондента.

«Согласен на зачисление в педгруппу» — родителям и выпускникам 9-х классов в ряде школ предлагается с таким условием подписать заявление на поступление в 10-й класс. В родительских чатах по этому поводу забеспокоились. Не все желающие получить аттестат о среднем образовании хотят в дальнейшем связать свою жизнь с педагогикой. Будет ли для них обеспечен необходимый минимум предметов и достаточный уровень преподавания для поступления в непедагогические вузы? Стоит ли из-за этого уходить из своей школы и искать другую, где не будет такого профиля?..

В Калужской области, как и по всей стране, не хватает педагогов и людей социально ориентированных профессий, а ранняя профориентация на эту сферу могла бы восполнить пробел. Об этом говорится в концепции создания данного типа классов.

К 2024 году в России должно быть открыто пять тысяч психолого-педагогических классов, и процесс этот продолжится. В нашем регионе уже работают 40 таких в каждом муниципальном районе.

Конечно, подготовка кадров для учебных заведений – дело хорошее, но не хотелось бы, чтобы ущемлялись интересы и индивидуальность детей, ориентированных на другие профессии.

О том, как видят процесс организации обучения в психолого-педагогическом классе в региональном министерстве образования и науки, рассказал ведущий специалист Михаил Морозов:

— В стране есть примеры традиционных классов на базе одной школы, распределенных классов на базе нескольких школ, онлайн-классы, а также примеры классов с дополнительными внеурочными занятиями. Чаще всего используется модель отдельного класса с внеурочными занятиями психолого-педагогической направленности. К примеру, такой класс в 10-й параллели открывается в 8-й школе Калуги, где в форме внеурочной активности будет представлен ряд дисциплин: культура речи, игровая деятельность, основы педагогики, основы психологии. Преподавание основных предметов будет организовано согласно требованиям федерального государственного стандарта и с учетом тех объемов, которые указаны в федеральных образовательных программах, разработанных Минпросвещения России.

По словам Михаила Морозова, очень важно, чтобы в педклассах работали педагоги, имеющие научный и практический опыт в сфере педагогики и психологии. В эту работу полностью погружен институт педагогики Калужского госуниверситета имени К.Э. Циолковского. Преподаватели института консультируют администрации школ, помогают педагогам, а в отдельных школах лично ведут занятия по основам педагогики и психологии. Также помощь оказывает Центр непрерывного повышения педагогического мастерства, работающий при Калужском государственном институте развития образования.

О том, как на практике будет вводиться профильный компонент в обучении учеников педклассов, рассказала директор 8-й калужской школы Оксана ДОММЕ:

— Хочу успокоить родителей: в любом классе, и в том числе педагогическом, реализуются единые образовательные программы. Предметы не убираются, количество часов не уменьшается.

Первую половину дня ребята будут обучаться по одинаковой программе. Во второй старшеклассник для себя может выбрать любой вид деятельности, который обогатит его развитие, – будь то спортивные секции или музыкальные кружки. Он также может два раза в неделю в рамках внеурочной деятельности обучаться по дополнительным программам «Основы педагогики» и «Основы психологии».

Школа уже третий год реализует дополнительную общеразвивающую программу «Введение в педагогическую профессию».

По словам Оксаны Ивановны, по окончании обучения выпускники педкласса должны будут для себя ответить на два основных вопроса: «Это мой путь или нет? Хочу ли я продолжить обучение в педагогическом вузе?» Отрицательный ответ – это тоже хороший результат, так как поможет самоопределиться не в стенах вуза, а в школе.

Для того чтобы ученик прочувствовал профессию, планируется во внеурочные часы ввести практический блок. Это и наставничество младших над старшими, и педпрактика в летнем лагере, и проведение дней самоуправления. Также будут экскурсии в детские сады, кванториумы, колледжи и вузы.

Практика набора в педагогические классы была широко распространена в девяностые годы прошлого века. Они были ступенькой при поступлении в российские педвузы и колледжи. Причем выпускники этих классов имели преференции перед другими абитуриентами. Есть ли они сейчас? Пока что такие меры поддержки обсуждаются на уровне Минпросвещения и Минобрнауки России, они в перспективе.