Дуэт дуэндо 1

Дуэт дуэнде

На прошлом, юбилейном, фестивале «Мир гитары» мы встретились с его верными друзьями, уникальными музыкантами Дмитрием Илларионовым и Борисом Андриановым.

Об исполнителях такого уровня не принято писать, что они окончили консерватории, стажировались у мировых звезд, победили в международных конкурсах, создали свои фестивали. Все это правда, но главное – эти люди сами составляют тело музыки, она живет и говорит с нами, простецами, через них. Они, как говорят испанцы, обладают духом музыки, дуэнде.

— Борис, как вас, виолончелиста, занесло на гитарный фестиваль?

— Я каким-то чудом влез в «Мир гитары» со своей виолончелью, потому что у меня есть блат в виде Дмитрия Илларионова, с которым мы играем дуэтом уже много-много лет, в том числе и на вашем фестивале. Гитара для меня – очень родной инструмент, мы сыграли много концертов с оркестром и дуэты. Сегодня мы представим концерт Астора Пьяццоллы в оригинале, написанный для бандонеона и гитары.

— Вы участвовали в том потрясающем концерте, посвященном Эрику Сати, в котором звучала и пишущая машинка?

— Да, и пару дней назад мы этот же концерт играли в Зарядье.

— Спасибо за то, что восстановили и показали в провинции традиции классики авангарда! Для вас не слишком примитивна гитарная музыка, ведь виолончель – основа классического репертуара шедевров?

Дуэт дуэндо 2

— Гитара и виолончель очень хорошо сочетаются, дополняют друг друга. Струны смычковые и струны щипковые совершенно по-разному звучат. Получается контраст, как в изысканном блюде.

— Вы ведете проект «Поколение звезд», даете возможность молодым исполнителям выступать в разных городах России.

— Это не единственный мой проект на телевидении. С молодыми исполнителями мы ездим по регионам с мастер-классами для детей и их педагогов и камерными концертами. Параллельный летний проект называется «Музыкальная экспедиция», мы начали его в 2014 году во Владимирской области. Это выступления на природе для широкой публики, например, на поляне около какого-нибудь монастыря.

С прошлого года фестиваль стал всероссийским, мы выступили в Самарской области, Удмуртии, Хакасии, Ямало-Ненецком автономном округе… Мы забираемся в такие уголки, где люди не видели и не слышали живьем классики.

— Помню, что музыка под деревьями, на открытом воздухе, звучит совсем по-другому…

— Конечно, там поют птички, шумят река, лес. Играть на открытом воздухе сложнее.

—  С каким другим фестивалем вы можете сравнить наш?

— Я знаю историю и масштаб фестиваля, какие сюда приезжали люди и еще приедут! А главное, любовь к своему делу организаторов, Олега Акимова, их подвижничество определяет все. Такой фестиваль – великое дело.

— Как вы стали музыкантом? Вы – из семьи советской интеллектуальной элиты, и здесь это слово уместно без кавычек и иронии. Ваш дедушка — Владимир Павлович Андрианов, советский театральный актер и режиссер, народный артист СССР, награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени…

— Мама была моим первым учителем музыки.

— Вам повезло! В СССР в каждой школе велись уроки музыки по программе Кабалевского,  теперь этого нет. Как это компенсировать, хоть отчасти?

— Музыкальное образование должно быть. Но зачастую дети, окончившие музыкальную школу, ненавидят ее. В общеобразовательной школе детей с первого класса нужно учить музыке, может быть, сначала в игровой форме. Чтобы в учебные заведения пришли хорошие учителя, они должны получать достаточно денег за труд. У финнов надо поучиться, у них очень хорошая система образования.

— Какое произведение вы бы дали послушать невежественному в музыкальном смысле ребенку, чтобы его красота зажгла душу?

— Дело не в произведении, а в людях, которые сами любят музыку и могут внушить любовь к ней.

К диалогу присоединился Дмитрий Илларионов.

— Где вы успели загореть?

— Я только что приехал с гастролей  из Белграда, где было много солнца. Там проходит гитарный фестиваль, которому уже 23 года, похожий по направлению на калужский.

Всего в мире еще два — три подобных масштабных фестиваля. Мы в постоянном движении, в гастролях. Но 25-летие калужского фестиваля – это веха, к которой мы стремились, ждали ее.

— Вы одинаково тонко чувствуете совершенно разные музыкальные стили, от барокко до авангарда, владеете ими. Как вы к этому пришли, последовательно?

— Папа мне пел в качестве колыбельной бардовские песни, но до того, как случайно попал на Грушинский фестиваль в качестве хедлайнера, я бардовскую музыку не воспринимал. В детстве слушал Густава Малера и Бенни Гудмена, начал играть классику на гитаре. Подростком слушал «Металлику», «Айрон меден» и полностью погрузился в Баха.

В детстве я подрабатывал в ресторане, в Москве, играл классическую музыку. Никому этого раньше не рассказывал! И там я научился импровизировать, играть вместе с хорошими джазовыми музыкантами. Изначально все закрутилось в один клубок… Проект «Видение Эрика Сати» — признание любви к музыке минимализма.

…Музыкант играет не руками, а мозгом, всем строем своей личности, и только душевно и духовно богатые люди могут донести музыкальное послание гениев до сердец слушателей. Спасибо за встречи с ними  «Миру гитары»!

Фото автора и Анны ЗОЛОТИНОЙ.